Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения, фигуры.

Образ художественной культуры Японии

Изображение природы через детали, характерные для японских художников: ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор ...

Коллективное панно "Праздник цветения сакуры" или "Праздник хризантем". Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа "главного художника" работает над фоном.

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры Утамаро, Хокусаи – женские образы, пейзажи; слайды современных городов.

Литературный ряд: японская поэзия.

Работа над панно "Праздник цехов ремесленников на городской площади" с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежды.

Выставка, беседа – закрепление в сознании детей темы четверти "Каждый народ – художник" как ведущей темы всех трех четвертей этого года. Итог – не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми культурных миров. Наши три "Брата-Мастера" именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не изучением, заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах – помогать осознанию того, почему постройки, одежды, украшения такие разные.

Тема 4. Искусство объединяет народы (8–16 ч)

Последняя четверть этого класса завершает программу начальной школы. Заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года вводили детей в богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все: и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда и праздники – все разное. Мы и должны были осознать: именно это прекрасно, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные. В четвертой четверти задачи принципиально меняются – они как бы противоположны – от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты и безобразия коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любой разности люди остаются людьми, и есть нечто, воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.