Образ художественной культуры Древней Греции
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Праздничный пир в теремных палатах
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры. Изразцы. Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания.
Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды "Древние палаты Московского Кремля", В.Васнецов "Палаты царя Берендея", И.Билибин, А.Рябушкин репродукции картин.
Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.
Зрительный ряд: слайды Кремля и палат, В.Васнецов иллюстрации к русским сказкам.
Литературный ряд: А.Пушкин "Руслан и Людмила".
Музыкальный ряд: Ф.Глинка, Н.Римский-Корсаков.
Тема 3. Каждый народ – художник (11–22 ч)
"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.
Есть удобный методически-игровой путь, чтобы не заниматься историей, а увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по этим странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т.д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Урок 1 – древнегреческое понимание красоты человека – мужской и женской – на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является "мерой всех вещей"). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивноразвитым человеком – особенность миропонимания людей Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Урок 2 – гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической ("мужественной") и ионической ("женственной") ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Изображение образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Урок 3 – древнегреческие праздники (панно). Это могут быть олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Материалы: гуашь, кисти, ножницы, клей, бумага.
Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, слайды произведений древнегреческих скульпторов.
Литературный ряд: мифы Древней Греции.