Вторичное исчисление народа (Чис 26)

Глава 1. Первое перечисление стана

Совершено при Синае, 603550 человек.

Уже перед вступлением в землю обетованную 601730 человек. В это исчисление входили мужчины годные к войне, не входили женщины, старики, дети. Вроде к концу странствования количество уменьшилось, но надо заметить при многочисленных поражениях и ропотах в течение 40 лет это незначительное уменьшение.

Это исчисление было произведено в конце странствования евреев по пустыне – при подходе к земле обетованной. Цель исчисления – дать возможность точно сообразоваться с количеством людей в каждом колене при предстоящем завоевании и разделе земли обетованной. Порядок исчисления был прежний, т.е. сосчитывались лишь кровные израильтяне, мужского пола, от 20 лет и выше, за исключением левитов, сочтенных отдельно.

При этом исчислении исполнения грозного определения Божия о том, что всё взрослое поколение, вышедшее из Египта, не войдет в землю обетования (см. ниже – обзор главы Х1У) стало очевидным, в числе сосчитанных израильтян не оказалось никого из представителей этого поколения, за исключением Иисуса Навина и Халева, до конца сохранивших веру. Но и новое поколение, выросшее в пустыне, несмотря на трудности путешествия, оказалось почти столь же многочисленно как и вышедшее из Египта: 601,730 человек. В этом сказалось божественное промышление об избранном народе.

Обет назорейства и слова священнического благословения (Числ 6)

Слово «назорей» образовано из еврейского «назир» (отдельный, особый – в смысле освящения). Под обетами назорейства известны такие, которые принимались человеком в целях служения Господу, с принятием на себя некоторых лишений для достижения чистоты и святости.

Назорей должен был воздерживаться от всего охмеляющего, не стричь волос и не прикасаться к мертвым, хотя бы те были ближние родственники (прикосновение к мертвым в Ветхом Завете считалось осквернением, ибо смерть – следствие греха). Ветхозаветные назореи отчасти подобны новозаветным инокам, также ограничивающим свои потребности и стремящихся к частоте и святости. Главное отличие состоит в том, что обет назорейства мог приниматься на известный срок (пожизненные назореи были по-видимому редки, известны: Самуил, Самсон и Иоанн Креститель).

В стихах 22-27 указываются слова, заповеданные Господом, при благословении ветхозаветным священникам. В этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая часть благословения («Сохранит тя») относится к Первому Лицу Святой Троицы – Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения («помилует тя») призывает Второе Лицо Святой Троицы Сына Божия, как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный – следствие благодатных даров Духа Святого («да даст ти мир»).

Ст. 27: Некоторые толковники в словах(«да возложит имя Мое на сыны Израилевы») видят указание на особое символическое действие, подобное новозаветному именославному благословению.