Богослужебное употребление книги ЧИСЛ
Прообразы Иисуса Христа и пророчества о Нем в книге Чисел
Цель написания книги
Цель написания, очевидно, состояла в том, чтобы увековечить в памяти людей чудеса Божественного промышления об избранном народе во время странствования, оставить урок потомкам не прогневлять Бога ропотом и неверием, а также записать законы гражданской и религиозной жизни для дальнейшего руководства Израиля.
1. Прозябший, расцветший и принесший плод жезл Ааронов (17,8), предизображает таинственное рождение Иисуса Христа от безневестныя Девы Марии.
2. В жертве рыжей юницы (телицы), пепел которой полагается в очистительной воде (19:1-22), святой апостол Павел видит указание на голгофскую жертву во оставление грехов всего мира (Евр 9:13-14; 13:11-13).
3. Медный змий, воздвигнутый Моисеем в пустыне для исцеления ворующих евреев (21:6-9), предизображал спасительное распятие Господа, о чем Он Сам сказал в беседе с Никодимом: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-15).
4. Пророчество прорицателя Валаама (24:17). Прямое пророчество об Иисусе Христе изречено Валаамом, волхвом из-за Ефрата, призванным моавитским царем Валаком проклясть израильтян, чтобы отнять у них непобедимость, но по Божию повелению и внушению, благословившему их и предсказавшему славную будущность богоизбранному народу, Валаам в числе прочих пророчеств сказал: «Вижу Его, но не ныне; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и возстает жезл от Израиля. Разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (24,17). Под сынами Сифа, праотца Ноева, разумеется весь род человеческий; победитель (в духовном смысле) сынов Сифовых – Христос Спаситель.
В качестве паримийных чтений из книги Числ употребляются: 11:16-17:24-29 (об избрании Моисеем 70 старейшин в помощь себе и их пророчествовании действием Святого Духа) в день Пятидесятницы, когда празднуется сошествие Святого Духа на апостолов.
24:2-9:17-18 (пророчество Валаама о звезде от Иакова) на вечерне навечерия Рождества Христова.
Исчисление народа израильского по коленам и отделение колена Левиина на служение при скинии (Чис 1)
На втором году по выходе из Египта, перед уходом израильтян от горы Синая, Господь дает повеление исчислить колена израильские. Исчисление было произведено Моисеем и Аароном при помощи 12 мужей, указанный по одному из 12 колен (колено Левиино было исчислено из общего исчисления и оно было изочтено впоследствии отдельно, см. гл. Ш-1У, ввиду особого назначения этого колена – служить при скинии.
В счет входили кровные израильтяне – мужчины, от 20 лет и выше, т.е. способные носить оружие. Таковых оказалось 603, 550 человек.
Блаженный Феодорит указывает, что цель исчисления — показать истину божественного обетования об умножении потомства Авраама при освобождении от египетского рабства (Быт 15).
На Пятидесятницу о избрании 70 старейшин.