Время и место написания

Наименование книги

Вводная часть

ЧЕТВЕРТАЯ КНИГА МОИСЕЕВА ЧИСЛА

Значение обрядовых постановлений

Народ еврейский, избранный Самим Богом из среды других народов (Исх 19:5-6), должен был служить среди ветхозаветного человечества носителем истинной веры и благочестия, мессианских обетований, распространять в древнем мире свет истинной религии. Такое назначение Израиля требовало от него особенной чистоты и святости (Лев 19:1-2). В видах достижения этой чистоты и святости закон и обставляет жизнь Израиля различными правилами и предписаниями, определяющими не только его душевную, но и телесную чистоту.

Все многочисленные обрядовые установления книги Левит о чистом и нечистом, о способах очищения от различных телесных осквернений и пр. выделяло евреев из среды других народов, внушало мысль о душевной чистоте и необходимости освящения и искупления через Мессию. В этом смысле ветхозаветный обрядовый закон называется святым апостолом Павлом «пестуном во Христе» (Гал 3:24).

Четвертая книга Моисея в еврейской библии называлась первым словом, с которого она начиналась: r@B~d+y~w «Вайдаббер» – «И сказал». Второе евр. название Бенид Ба – с евр. в пустыне. В греческом тексте 70 толковников она зовется «Арифми» – «Числа», что указывает на заключающиеся в ней сведения об исчислении народа (1 и 26 гл.), левитов, первенцев (3 и 4 гл.) и станов (33 гл.).

Нет точного указания. Первая часть написана при Синае.

Указание в Чис 36,13 на написание книги «на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона», т.е. в конце странствования евреев, по-видимому, относится лишь к окончанию книги, большая же часть её, вероятно, написана в разных местах пустыни аравийской, в разное время – в зависимости от получения Моисеем Божественных откровений и обстоятельств путешествия. Книга, состоявшая из 36 глав, обнимает своим содержанием период около 39 лет.

Обзор содержания.

Книга может быть разделена на три части. – В первой части (1-10 гл.) события у Синая (и эта часть написана у Синая), говорится о приготовлении израильтян к отшествию от горы Синая, сначала повествуется об исчислении народа, военных ополчений и левитов (1-4), затем излагаются распоряжения о чистоте стана израильского и назореях (5-6), говорится о торжестве обновления скинии, о золотом светильнике и праздновании пасхи в пустыне (7-9), наконец, изображается порядок похождения шествия колен израилевых и молитва Моисея при воздвижении ковчега и остановке его (10).

Вторая часть (11-21 гл.) сама история 38 летнего странствования, заключает в себе историю странствования евреев от Синая до границ земли обетованной, сначала говорится о ропоте евреев, желавших мяса, о перепелах и море, постигшем прихотливый народ «гробы похотения» (15 гл.), о наказании проказою Мариам, сестры Моисея за ропот (12), о соглядатаях, посланных в землю обетованную, об осуждении народа на 40-летнее странствование за неверие (12-14), о некоторых обрядовых установлениях и казни за нарушение субботы (15), затем о возмущении Корея, Дафана и Авирона, утверждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла, о службе и средствах содержания священников (16-18), далее – о жертве рыжей юницы, о смерти Мариами, о воде из скалы, смерти Аарона на горе Ор (19-20) и, наконец, – о медном змие (21).

В третьей части (22-36) события и законы данные перед вступлением в землю обетованную, книга писалась в течение 40-летнего странствования, описываются события, совершившиеся на границах земли обетованной; сначала рассказывается история Валаама, благословившего израильтян (22-24), затем излагается новое исчисление народа по коленам (для раздела земли обетованной) и закон о наследстве (26-27), говорится о хлебных приношениях, об обетах женщин (28-30), о поражении мадианитян и поселении колен Рувимова и Гадова и полуколена Манассиина на восточной стороне Иордана, о станах еврейских от Египта до равнин моавитских (на восточной стороне Иордана) и границах земли обетованной при следующем разделении её между остальными коленами (32-34) и, наконец, о городах для левитов и невольных убийц, а также – о замужестве девиц, получающих отцовское наследство (35-36).