Главы 35-37. Сооружение Скинии

Глава 34. Восстановление Завета и прославление Моисея

Исх 34:5-8 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. 6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 7 сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. 8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]

Свойства Божии, открываемые Моисею, не грозный судья, человеколюбивый, милостивый, не каратель…Хороший момент для учения о Боге в Догматическом Богословии, оставлен без внимания. Наказание есть воспитание, не кара. Прощение греха еще не исключает последствия греха.

Ст.1-10: Для полноты восстановления нарушенного завета Господь повелел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и утром взойти с ними на гору, обещаясь написать на них слова, которые были написаны на первых скрижалях, разбитых Моисеем., когда он увидел поклонение евреев золотому тельцу (ст.32:19).

Никто не должен был подниматься с Моисеем на вершину горы (1-3 ст.). На утро другого дня, истесав две новые скрижали, Моисей взошел на гору. Господь сошел сюда в облаке и остановился близь Моисея (слав. «предста ему тамо Моисею, это явление Бога Моисею было исполнением просьбы, ранее обращенной им к Господу «покажи ми славу Твою» (38:18). Явившись Моисею, Господь провозгласил Свое имя Иегова (слав. «и призва именем Господним»), имя указавшее на вечность и неизменность Господа (ст.3:14-15). Вместе с этим Господь благоволил открыть и другие свойства Своего существа – милосердие и правосудие. Господь назвал себя Богом щедрым и милостивым, долготерпеливым и многомилостивым, творящим милости «в тысящи», отъемлющим беззакония, и неправды, и грехи. Эти свойства безмерной («в тысячи») милости Господа выражались ближайшим образом в прощении согрешившего и раскаявшегося народа еврейского, а в высочайшей степени имели выразиться в искуплении всего человечества от греха и духовной смерти через Христа Спасителя, как на это указывалось в объяснении предыдущей главы. Но будучи милостивым, Господь является в то же время Богом истинным, не оставляющим виновных без наказания, наводящим грехи отцов на чада, на чада чад, до третьего и четвертого рода. Таким образом, божественное правосудие, противопоставляемое безмерному милосердию, является простирающимся только до третьего и четвертого рода.

С благоговением поклонившись Господу, Моисей умолял Его простить грех народа, по-прежнему руководить им: и Господь дает обещание восстановить нарушенный евреями закон, вновь взять под Свое покровительство народ и явить среди него великие знамения и чудеса (4-10 ст.). Ст.11-28: Как непременное условие завета, Господь поставляет, чтобы народ в точности исполнял уже известные ранее данные законы. Эти условия завета Моисей, по повелению Божию, должен был записать, на новых же скрижалях были написаны заповеди десятисловия (27-28).

Ст.29-35: Когда Моисей, после сорокадневного пребывания на горе, спустился в стан, лицо его от близкого общения с Богом сияло лучами (слав. «прославися зрак плоти лица его»), так что народ не смел взирать на прославленное лицо своего вождя. Передав народу все слова Господа, Моисей с этого времени стал покрывать лицо свое покрывалом, которое снимал только тогда, когда являлся перед Господом и когда передавал волю Божию народу (29-35 ст.).

Прославление Моисея свидетельствовало о его высоком нравственном достоинстве, указывало евреям на его высокое назначение и внушало необходимость полного послушания его. Кроме того, прославление Моисея, объяснению святого апостола Павла (1 Кор ), имело таинственно – прообразовательный смысл. По указанию Апостола, прославление Моисея и покрывало, возложенное им на свое лицо, указывало на совершенное свойство Ветхого Завета и будущее ослепление евреев. То обстоятельство, что евреи могли видеть прославленное лицо Моисея только через покрывало, указывало, по объяснению Апостола, что сокровенную в Законе тайну искупления человечества через Христа можно было созерцать через покров обрядов жертв, вообще всю внешность Ветхого Завета евреи видели таким образом, Моисей как бы чрез некоторое покрывало, в противоположность христианам, которые созерцали искупление, совершенное Христом Спасителем. С другой стороны, покрывало, возложенное Моисеем на свое лицо, предуказывало будущее ослепление евреев. Ослепление это выражалось в том, что уже после совершения тайны искупления, евреи читая богодухновенные писания Ветхого Завета, в частности писания Моисея, не понимают истинного смысла Писания, истина Писания остается скрытой от них как бы некоторым покрывалом, которое снимается с их сердца только тогда, когда они обратятся к Господу, т.е. сделаются христианами (14-17 ст.). Поэтому, как говорит церковная песнь: «Моисей своим покровенным лицом евреев неверные сердца изобличи» (стих. на литии на Сретение Господне).

Слово скиния (евр. «огел», греч. «скини») значит палатка, шатер, куща. Этим именем называется переносной подвижный храм евреев, служивший единственно-законным местом для их общественного богослужения.

Как место, куда собирался народ для богослужения, исходный храм евреев назывался «скиниею собрания» («огелмоед»); как место, где Господь открывал Себя народу, сообщая ему Свою волю, он назывался «скиниею откровения» («огел га – едут»). В Септуагинте слова «моед» и «едут» переводятся словом «свидетельство» и походный храм евреев, и называются «скиниею свидетельства» или «свидения» (скини ту мартириу). Это наименование указывает на скинию, как видимое место, свидетельствовавшее о духовном пребывании Бога среди народа еврейского; для самого народа скиния служила свидетельством, указывавшим на его богослужебно-религиозные обязанности к Богу.

Устройство Скинии
(Исх 25-27 повеление, Исх 36-39 осуществление)

Вернемся к учреждению священства, когда придем к книге Левит.

Скиния(греч. – скини палатка, шатер, по-евр. огел) – это походный храм.

Скиния состояла из трех частей по святости: первая – двор, окружавший скинию, вторая – самая скиния, разделявшаяся в свою очередь на два отделения: святилище и святое святых.