Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала
1. Заполните таблицу.
Особенности деятельности человека
Характер деятельности | Примеры |
Сознательный | |
Продуктивный | |
Орудийный | |
Преобразующий | |
Общественный |
2. Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек удовлетворяет в своей деятельности.
Примеры потребностей, удовлетворяемых человеком в своей деятельности | ||
Естественные | Социальные | Идеальные (духовные, культурные) |
3. Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.
1) потребность в благополучии
2) потребность в свободе
3) потребность в поисках смысла жизни
4) потребность в самовоспитании
5) потребность в самоутверждении
6) потребность в положительной оценке
Поясните свой ответ.
4. Запишите слова, пропущенные в схеме.
Структура деятельности | ||||
5. Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приведенную ниже таблицу.
Вопросы для сравнения | Игра | Учение | Труд |
Цель | |||
Средства | |||
Результат |
6. Можно ли считать трудом добывание пищи животными, устройство гнезда и логова? Можно ли считать искусством брачные игры и ритуалы зверей и птиц? Можно ли считать политикой защиту ими своей территории и потомства, соблюдение иерархии в стае? Обоснуйте свое мнение, опираясь на знание понятия «деятельность».
7. Некоторые животные преобразуют среду обитания и координируют совместные действия. Так, бобры перекрывает воду, создавая запруду. Птицы без всяких навигационных приборов прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые травы от неядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова. Способы охоты волков на лося, зайца, куропатку или суслика отличаются друг от друга. Тем не менее, в основе поведения животных и деятельности человека лежат разные механизмы. Опишите их принципиальное различие.
8. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, игровая деятельность— в игровых действиях, деятельность общения— в действиях (актах) общения и т.д. Приведите примеры таких действий для любого из видов деятельности.
9. Известно, что один и тот же мотив может проявляться в разных целях и порождать разные действия. Проиллюстрируйте это с помощью конкретных мотивов учебной деятельности.
10. Опираясь на знания по теме «Деятельность», раскройте смысл высказывания:
«Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для самосозидания» (П.С. Гуревич).