Выполняем задания для углубления и систематизации изученного материала

1. Заполните таблицу.

Особенности деятельности человека

 

Характер деятельности Примеры
Сознательный  
Продуктивный  
Орудийный  
Преобразующий  
Общественный  

2. Подберите и запишите примеры потребностей, которые человек удовлетворяет в своей деятельности.

 

Примеры потребностей, удовлетворяемых человеком в своей деятельности
Естественные Социальные Идеальные (духовные, культурные)
     

3. Подумайте, можно ли отнести к духовным перечисленные ниже потребности.

1) потребность в благополучии

2) потребность в свободе

3) потребность в поисках смысла жизни

4) потребность в самовоспитании

5) потребность в самоутверждении

6) потребность в положительной оценке

Поясните свой ответ.

4. Запишите слова, пропущенные в схеме.

Структура деятельности
         

 

5. Сравните такие виды деятельности человека, как игра, учение и труд. Заполните приве­денную ниже таблицу.

 

Вопросы для сравнения Игра Учение Труд
Цель      
Средства      
Результат      

 

6. Можно ли считать трудом добывание пищи животными, устройство гнезда и логова? Можно ли считать искусством брачные игры и ритуалы зверей и птиц? Можно ли считать политикой защиту ими своей территории и потомства, соблюдение иерархии в стае? Обос­нуйте свое мнение, опираясь на знание понятия «деятельность».

 

7. Некоторые животные преобразуют среду обитания и координируют совместные действия. Так, бобры перекрывает воду, создавая запруду. Птицы без всяких навигационных при­боров прокладывают воздушные маршруты. Лошадь безошибочно отличает ядовитые тра­вы от неядовитых. Паук мастерит математически точное орудие лова. Способы охоты волков на лося, зайца, куропатку или суслика отличаются друг от друга. Тем не менее, в ос­нове поведения животных и деятельности человека лежат разные механизмы. Опишите их принципиальное различие.

8. Человеческая деятельность не существует иначе как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, игровая деятель­ность— в игровых действиях, деятельность общения— в действиях (актах) общения и т.д. Приведите примеры таких действий для любого из видов деятельности.

 

9. Известно, что один и тот же мотив может проявляться в разных целях и порождать раз­ные действия. Проиллюстрируйте это с помощью конкретных мотивов учебной деятель­ности.

10. Опираясь на знания по теме «Деятельность», раскройте смысл высказывания:

«Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для самосозидания» (П.С. Гуревич).