Я молитва Моисея

Глава 33. Ходатайство Моисея за согрешивший народ

Глава 32. Изготовление золотого тельца

Глава 20. Синайское законодательство

Глава 18. Стояние в Рифиддиме

Глава 16. Вступление в пустыню Син (Синайскую)

Дает о себе знать голод. Запасы истощились.

Исх 16:2-3. И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом.

В таких обстоятельствах тяжесть рабства забывается, хорошее вспоминается.

Исх 16:4-5 И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; 5 а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни.

Далее говорится о выпадении манны и перепелов. Сейчас в Аравийской пустыни подобное явление наблюдается (из Лопухина). Хлеб разрешалось запасать на один день (Манну) и не запасать на будущее. Кто-то собирал манну на большее число дней и она портилась. Далее указание собирать в пятницу и на субботу. В субботу она не выпадала.

Изведение воды из скалы и битва с Амаликитянами. Это когда стояли станом при Синае. Почему это событие вынесено вперед? – Тесть привез к Моисею его жену и детей и дает совет по устройству управления народом.

1) 10-словие — первые 17 стихов.

2) 20:22-22:27 — Объяснение 10-словия. При чем эти законы имеют строго предписательный характер с мерами пресечения за каждое конкретное нарушение.

3) 22:28—23 гл. (вся) — предписания, которые просто нравственно и духовно возвышают человека, хотя за их нарушение не предусмотрено наказания, не влечет последствий.

10-словие рассмотреть по Катехизису.

Изречение Богом заповедей десятисловия (Исх 20:1-17)

Исх 20:2-3. Первая заповедь десятисловия: «Аз есмь Господь Бог твой. Да не будут тебе бози инии разве Мене».

В ней Господь открывает, что существует единый истинный Бог – Иегова (слав. «Господь»), показавший Свое могущество в факте освобождения народа еврейского от египетского рабства, поэтому евреи должны служить Ему одному, не почитая кроме Иеговы («разве Мене») какого-либо другого бога.

Исх 20:4-5,6. Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им».

Ею запрещается идолопоклонство в его различных видах, поклонение и служение всяким чувственным изображениям той или другой твари, почитаемой вместо Бога. Впоследствии Моисей, повторяя народу Синайский закон, указывает, что под «кумиром» нужно разуметь изображения, представляющие мужчину или женщину, под изображением того, что «на небеси горе» – изображения птиц, летающих под небесами и светил небесных, под наименованием того, что «на земли низу» изображения какого-либо скота или гада, в словах «елика в водах под землею» – изображения рыб (Втор 4:16-19).

Исх 20:7: Третья заповедь: «Не приемли имене Господа Бога твоего всуе».

Она запрещает напрасное употребление имени Господа. Благоговение перед Богом, Его святостью и величием должно выражаться произнесением имени Божия только тогда, когда это требует необходимость. Господь не оставит без наказания (слав. «не очистит») того, кто произносит Его «всуе», т.е. не только при какой-либо лжи, но и при всяком пустом, суетном деле или разговоре.

Исх 20:8-11: Четвертая заповедь: «Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему».

Эта заповедь требует от человека, чтобы он седьмой день недели посвящал Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами, давая отдых себе, рабам и даже рабочему скоту. Празднование субботы должно быть напоминанием о творении мира, так как в седьмой день Господь почил от дел Своих и освятил его.

Исх 20:12: Пятая заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

Определяя обязанности человека к своим ближним, законодатель прежде всего требует почтения к родителям, соединяя эту заповедь с обетованием благ.

Исх 20:13: Шестая заповедь: «Не убий»

устанавливает неприкосновенность жизни человека. Господь наш Иисус Христос, истолковывая высший смысл и значение шестой заповеди, не ограничивает понимание убийством в собственном смысле. По словам Христа Спасителя, нарушением заповеди являются напрасный гнев и слова укоризны по отношению к ближним (Мф 5:17-26).

Исх 20:14: Седьмою заповедью: «Не прелюбы сотвори»

запрещается прелюбодеяние, оскверняющее душевную чистоту и разрушающее семью, основу общественной жизни.

Христос Спаситель пояснил, что человек нарушает эту заповедь и тогда, когда с вожделением смотрит на женщину (Мф 5:27-28).

Исх 20:15: Восьмою заповедью: «Не укради»

законодатель усматривает неприкосновенность собственности ближнего, запрещает жизнь за счет трудов другого.

Исх 20:16: Девятая заповедь: «Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна».

запрещает вредить ближнему ложным свидетельством на суде или же вообще ложью вредить ему в обществе.

Исх 20:17: Десятая заповедь: «Не пожелай жены искренняго твоего: не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего».

Ею запрещаются не только худые дела, но даже желания и помышления, составляющие источник худых дел.

Заповеди, изреченные Богом на Синае, именуются «десятисловием» (Исх 34:28; Втор 14,13,10). Все заповеди десятисловия определяют отношения человека, во-первых, к Богу, и, во-вторых, к ближним, на такое разделение заповедей указал Сам Христос Спаситель, когда на вопрос искушавшего Его законника: «Какая наибольшая заповедь в законе», – ответил, – «возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:35-40, ср. Лк 10:25-28).

Ст. 3-8: После получения Моисеем церковных и гражданских законов, изложенных в 20:22-23 главах, евреи торжественно вступили в завет с Богом. Торжество это состояло в следующем:

Моисей, опустившись с горы, сообщил все полученные им законы народу, который единогласно выразил готовность исполнять их (ст.3). Затем, записав полученные законы, Моисей на утро другого дня создал под горою алтарь и поставил 12 камней, что указывало на участие в завете всех колен Израиля (4 ст.). На построенном алтаре «юноши» из сынов Израилевых, т.е., по всей вероятности, первенцы, которые по обычаям патриархальных времен и по закону (Исх 13:1-2,11-16) до установления левитского священства, имели право священнодействия – принесли жертвы всесожжения и мирную (слав. «Спасения» – 5 ст.). Моисей же половину жертвенной крови вылил в чашу, а другую на алтарь (6 ст.). После этого он взял книгу завета, прочел её вслух народу, который единодушно дал обещание исполнять волю Господа (7 ст.) Наконец, Моисей жертвенной кровию окропил весь народ и сказал: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (8 ст.). По дополнительному указанию Апостола, при заключении Синайского завета, кроме тельцов были принесены в жертву козлы, кровь жертвенных животных была соединена с водою, кропление произведено «волною» (шерстью) «червленою» и иссопом и, наконец, окроплен был не народ только, но и книга завета (Евр 9:19).

Выясняя значение совершенных священнодействий, Моисей назвал жертвенную кровь кровию завета между Богом и народом. Таким образом, в силу этого великого завета, совершенного при подножии Синая, Израиль выделяется из среды всего человечества, поставляется в особые близкие, сыновние отношения к Богу, делается народом избранным, царством священников, народом святым (Исх 19:5-6). Как непременное условие этого завета, со стороны народа требуется точное исполнение заповедей Господа, поэтому самая книга, прочтенная Моисеем вслух, называется книгою Завета (4 и 7 ст.).

Таинственно-прообразовательное значение Синайского Завета выясняется новозаветное Писание. По объяснению святого апостола Павла, Синайское законодательство указывало на новозаветное законодательство через Христа Спасителя (Евр 12:18-29) и Ветхий Завет, заключенный Богом при Синае с плотскими чадами Авраама, был прообразом Нового Завета, заключенного Богом с духовным Израилем (Евр 8:8-13,10,16-17).

«Просветивый древле Израиля Моисейским законом, – поет Святая Церковь, – просветил еси мир явлением Твоего пришествия, Христе Боже» (тропарь по 6 песни канона 15 июля). При этом кровь жертвенных животных, которою окроплен народ, по Апостолу, прообразовала кровь Христа Спасителя (Евр 9:13-14). Поэтому Святая Церковь взывает к новозаветному Израилю – христианам: «Приемли, Израилю, Божие царство и пребывай во тьме и свет велий да узрит, и кроплением да обновятся людие божественная крове» (тропарь по 6 песни канона в неделю Ваий).

1-й закон о жертвеннике (20:24-26)

Исх 20:24-26. Сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя; 25 если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; 26 и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя.

Жертвенниек м.б. или из земли или из нетесаных камней, д.б. невысоки. Причина объясняется. Соломон нарушил этот закон. Обтесать значит осквернить, жертва есть возвышение себя к Богу, как бы возвращение к образу первозданного Адама, т.е. нетесаные камин есть символ этого первообраза.

Законы о рабах (21:1-6)

Исх 21:1-6. И вот законы, которые ты объявишь им: 2 если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; 3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; 4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; 5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – 6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

Кажущееся отношение к рабу как к вещи. Раб-еврей на 6 лет. Важность к пророку Иеремии гл. 34 (отпустить народ на свободу, просьба к Навуходоносору). Искусственный механизм задержания раба: женатый так женатый, но если хозяин дал жену, то он выйдет, а жена останется. Это значит, что раб – основная рабочая сила уходит от господина. Женитьба до рабства подразумевает, что у него уже есть где-то свое хозяйство, жизненная база для существования. Если женился после, вполне вероятно, нет своей базы. Этот закон подразумевает заботу господина о его семье. В юбилейный год может просто забрать своих детей и жену, в другом случае только за выкуп.

Судьи называются богами, т.к. Суд дело Божие (Быт. 9). Человеческий суд – установление от Бога, в сущности исполнение дела Божия людьми, а потому неправедный суд – один из тяжелейших грехов. В пророческих книгах – это один из пунктов обличения, нарушение суда.

Люблю господина моего – подразумевает качества господина, чтобы раб сказал так. Замечательный человек, раб живет за его счет, заботится о нем.

Закон об убийстве (21:12-14)

Исх 21:12-14 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти; 13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; 14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

За преднамеренное убийство – всегда смерть, за непреднамеренное – изгнание. В книге чисел говорится о городах-убежищах. с намерением умертвит ближнего коварно – удалось ухватиться за роги жертвенника, его щадили, но не убийство, другие смертные грехи, левиты же охраняли вход, дабы не допустить.

Соломон вскоре после смерти Давида, казнил человека послужившего Израилю, Иав (2 убийства в мирное время), племянник Давида, двоюродный брат Соломона,

Исх 21:15,17. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. 17 Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

Степень почитания родителей.

Исх 21:16. Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Очень актуально для сегодняшнего дня, просто обращаем внимание.

Исх 21:18-21. Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, 19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его. 20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; 21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.

Раб не считается полноценным человеком, но это не совсем так. Смысл фраз таков: мера пресечения одна, но есть оговорка о 1 или 2 днях, то не может быть наказан, т.к. нет полной уверенности, что смерть наступила из-за побоев.

Это его серебро – если я забил своего раба, то надо идти опять на рынок и покупать нового. А какой он будет, это еще вопрос, м.б. хуже первого. Или я должен буду нанимать работника, т.е. это мои деньги, которые я трачу.

Раб иноземец останется вечно рабом, не действует 50-й год.

Исх 22:2-4. Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; 3 но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; 4 если [он пойман будет и] украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит [за них] вдвое.

Вопрос касается техники строительства на Востоке. Чтобы построить дом из камня, надо быть очень богатым человеком. Дома обычных людей предельно просты: из глины и соломы, вылитой в формы и высушенной под палящим солнцем. Получаются очень непрочные и недолговечные. Крыша – жерди, на них насыпалась глина. Вор подкапывающий – просто мог взять лопату и прокопать стену.

По восходе солнца уже убить его нельзя.

Исх 22:16-17. Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену; 17 а если отец не согласится [и не захочет] выдать ее за него, пусть заплатит [отцу] столько серебра, сколько полагается на вено девицам.

Закон о насильнике. Изнасилование необрученной девушки не влечет за собой смертной казни, а обязывает жениться на ней без права развода.

Исх 22:18 Ворожеи не оставляй в живых.

О магизме, ясно.

Исх 22:19-22. Всякий скотоложник да будет предан смерти. 20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. 21 Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.

Обратить внимание.

Исх 22:22-24. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; 23 если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, 24 и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.

Обратить внимание.

Исх 22:28. Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.

Таково отношение к власти.

Исх 23:17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа [твоего].

Это праздники Пасха, Пятидесятница и Кущей.

Исх 23:18. [Когда изгоню язычников от лица твоего и распространю пределы твои], не изливай крови жертвы Моей на квасное, и тук от праздничной жертвы Моей не должен оставаться до утра.

О жертве.

Исх 23:27-30. Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих; 28 пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев; 29 не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: 30 мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей.

О изгнании иноплеменного народа пред лицом Израильского народа.

В чем грех Аарона, нельзя обвинять во всем Аарона, он бы тогда подлежал смерти.

Исх 32:25. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

Задача правителя держать народ в соответствующих рамках, Аарон не удержал и в этом его грех. (Тень на канонизацию Николая II)

Ходатайство Моисея за согрешивший народ и прославление Моисея (32:30 — 34 гл.)

30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. 31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; 32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. 33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; 34 итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. 35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Господь обещает послать Своего Ангела перед ними, и все же было поражение в народе в связи с изготовлением золотого тельца.

Исх 33:7-11. Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. 8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. 9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. 10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. 11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.

Раньше богоявления перед всем народом, теперь же в этой палатке вдали от стана. Лицом к лицу, об откровениях пророкам. Упоминание об Иисусе Навине, не отлучался от скинии, преданность как Моисею, так и любовь к Богу.