Богослужебное употребление книги ИСХОД

Важнейшие прообразы Иисуса Христа в книге Исход.

Рабство евреев в Египте, по толкованию святоотеческому, есть прообраз рабства диаволу, в котором пребывало человечество вне Церкви Христовой, поэтому приступающие к таинству крещения отрекаются от диавола.

Моисей имел прообразовательное значение по отношению к Спасителю, о чем говорит апостол Павел в послании к Евреям (3:2-7).

Агнец пасхальный, которого вкушали евреи не сокрушая костей его и кровь которого, помазанная на дверях домов еврейских, спасала первенцев их от избиения, есть прообраз Спасителя, Которого св. Иоанн Креститель назвал Агнцем и кровь Которого избавляет нас от греха и смерти (1 Кор 5:7-8; 1 Пет 1:19). Евангелист Иоанн, сказав о прободении ребра распятого Господа и несокрушении голеней Его, приводит слова книги Исход о несокрушении костей пасхального агнца, как пророчество об этом событии (Ин 19:36).

Исход евреев из Египта евангелист Матфей называет пророчеством о возвращении Младенца Иисуса из Египта (Мф 2:15).

Переход евреев через Чермное море св. отцы называют прообразом нашего крещения (ср. 1 Кор 10:1-4).

Манна есть прообраз Тела и Крови Христовой – подлинно небесной пищи (Ин 6:48; Апок 2:17).

Дерево, усладившее горькие воды Мерры, есть прообраз креста Христова (см. синаксарь крестопоклонной недели).

Вода из камня – прообраз благодати Святого Духа, ниспосланного Христом (ср. Ин 7:38-39).

Кровь, возлитая Моисеем на крышку ковчега, как знамение завета – прообраз Христовой Крови Нового Завета.

Скиния, устроенная Моисеем – прообраз Церкви Христовой, исполненной благодати и истины (Евр 8:5-11), устройство самих храмов христианских напоминает устройство ветхозаветной скинии.

Законодательство Синайское имеет прообразовательное значение к событию Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, бывшему началом Церкви новозаветной, сам Моисей – законодатель, в Евангелии от Иоанна сопоставляется с Христом, Законоположником Нового Завета (Ин 1:17).

Что же касается самих законов, данных на Синае, то нужно заметить, что заповеди десятисловия, по учению Самого Господа, также обязательны для нас, как и для евреев (Мф 5:17). Даже гражданские законы, данные на Синае имели глубокое поучительное значение для последующих времен (как например, законы о бедных, о великодушии к врагам и т.п.).

В богослужении книга Исход имеет широкое употребление. На первое место следует поставить песнь Моисея по переходе евреев через Чермное море (гл.15), которая послужила основной частью для первой книги канона утреннего богослужения Православной Церкви.

В качестве же паримий из книги Исход читаются: 1 и 2 главы (о рабстве евреев в Египте, рождении, воспитании, о бегстве Моисея) – на вечернях в первые три дня Страстной седмицы,

2:5-10 (о спасении младенца Моисея из воды) – 5-го января,

3:1-8 (о явлении Бога Моисею в купине) – 25 марта;

4:15-29 (о встрече Моисея с Аароном перед отправлением в Египет и явлении их перед израильтянами в Египте) – 5 января;

12:1-11 (об установлении Пасхи) – на вечерне Великой Субботы;

12:51; 13,1-3,10,12-16 (об избавлении первенцев еврейских от избиения пред выходом евреев из Египта и посвящении первенцев Богу) – в праздник Сретения Господня;

13:20-22 и 15:1-19 (о столпе огненном и облачном и песни Моисея по переходе евреев через Чермное море) – на вечерне Великой субботы;

15:22-27; 16:1 (об услаждении древом горьких вод Мерры)-5 января и в праздник честному Кресту;

19:10-19 (о приготовлении евреев к вступлению в завет с Богом перед Синайским законодательством) – на вечерне в Великий Четверток,

24:12-18 (о новом воззвании Моисея на гору Синай для принятия законов) – 6 августа и в праздники Господние;

33:13-23 (о ходатайстве Моисея за народ и просьбе его явить ему славу Божию) – на вечерне Великой Пятницы и 6 августа (в этот раз с присоединением 34:4-8 об откровении славы Божией Моисею);

34:1-5,9,10,16,34,35 (о явлении славы Божией Моисею, восстановлении Завета и лучезарной славе Моисея) – 21 ноября.