Антиохийская богословская школа.

Антиохия – это столица империи Селевкидов, а в римский период один из культурных центров восточного средиземноморья. Здесь также в античности была своя философская школа, основанная на аристотелевском буквальном методе. С возникновением христианства проходили приблизительно такие же процессы, как в Александрии. Богословская школа носила черты философской. В экзегетике акцент на буквальный смысл Священного Писания, в христологии акцент на человеческую природу Христа, в евангельском учении делали акцент на синоптиках. Крайность этой школы – ереси арианства и несторианства. Из ересиархов надо упомянуть Ария и Нестория. Православные представители школы – святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит и преподобный Ефрем Сирин.

Деление Библии на разделы.

Деление на отдельные части заложено в смысл текста. В послепотопный период есть постоянное чередование истории и родословия. Каждая родословная подводит итог определенному историческому отделу.

Такие книги, как Псалтирь, Плач Иеремии, всегда представляли собой сборник отдельно взятых песней. Книга Притчей представляла собой сборник изречений. Деление на разделы существовало и в Ветхом Завете для синогогального употребления.

В первые века христианства не было четкого деления Священного Писания. В каждой Поместной Церкви существовали свои богослужебные отрывки, зачала. Из них наиболее известны перикопы александрийского диакона Аммония. Современные деления на зачала, принятые у нас приписывают преподобному Иоанну Дамаскину. Современное деление на главы появилось в 13 веке. Первая Библия, полностью поделенная на главы и стихи, появилась в 1555 году в парижском издании Роберта Стефана. Это деление крайне неудачное.

Проблема авторства Пятокнижия.

По поводу авторства Пятокнижия написано много томов критической литературы. В семинарском курсе достаточно упомянуть основные пункты возражений против авторства Моисея и аргументы в его пользу.

1. Книга Второзакония заканчивается смертью Моисея.

2. В Пятокнижие Моисеевом ведется повествование от третьего лица, то есть повествуется о самом Моисее и его деяниях.

3. В книге Бытия (14. 14) упоминается город Дан. Наименование города Дан появилось не раньше конца периода Судий (17. 17-18). Книга Судей повествует о захвате и об обстоятельствах захвата коленом Дана этого города, который до этого назывался Лаисом.

1. Относительно первого пункта. Деление Закона на пять книг приписывается 70-ти толковникам. До них и еще долгое время после этого у евреев не существовало этого деления. Была единая книга Закона, которую писал сначала Моисей, а потом продолжал писать Иисус Навин (Нав. 24. 26). Поэтому по логике повествования 34-я глава Второзакония была присоединена к Пятокнижию. Фактически же она является первой главой книги Иисуса Навина.

2. По второму аргументу можно сказать, что от первого лица обращается только Бог. Где говорит Бог, там нет места обращению человека от первого лица. Поэтому Моисей писал от третьего лица.

Кроме того, надо правильно понимать авторство с библейской точки зрения. Если мы говорим об авторстве Моисея, то это не значит, что он сам записывал все в книгу Закона. Он был вождем народа. У него был свой штаб писцов, которые не только записывали его слова, но и описывали его действия.

4. Относительно третьего пункта. Само по себе такое упоминание не может говорить против авторства Моисея, это может говорить о каких-то позднейших редакциях, факт которых никто, видимо, отрицать не будет.

Кроме того, есть ряд данных, прямо или косвенно говорящих в пользу авторства Моисеева.

1. Исследователи считают, что первая глава книги Бытия написана в форме древнеегипетской поэмы, что выдает египетскую образованность Моисея.

2. Подробное описание событий, которое мог сделать только очевидец.

3. С точки зрения верующего человека самое важное – это свидетельство Самого Иисуса Христа (Мф. 8. 2; 19. 8 и др.).