Александрийская богословская школа.
История экзегетики.
Основателем экзегетики как науки считается Ориген. Но первым Толкователем Священного Писания нужно считать Господа Иисуса Христа. Он во многих случаях толкует Ветхий Завет. Можно взять классический пример: толкование закона о разводе. Он многократно ссылается на Ветхий Завет, указывая на Себя как на Мессию или обосновывая какие-то положения Своей проповеди. За Иисусом Христом наступает век апостольский, т.е. период апостольской проповеди. Проповедуя среди иудеев, апостолы постоянно ссылались на Ветхий Завет. Можно привести множество примеров, начиная с речи апостола Петра в день Пятидесятницы. Затем наступает период мужей апостольских. Мужи апостольские оставили мало экзегетических трудов. Они обращали внимание в основном на нравственную сторону жизни верующих людей. Во 2-м веке наступает период апологетов. В это время христианство стало значительной силой в мире и вынуждено было защищаться от иудеев, еретиков и от язычников. Из этого периода стоит упомянуть три апологии: святого мученика Иустина Философа, его разговор с иудеем Трифоном, полностью основанная на толковании Ветхого Завета. И две апологии священномученика Иринея Лионского: «Против язычников» и «Против еретиков». Третий век – это период сплошных гонений на Церковь. Этот период знаменит мучениками, а не богословскими трудами, а с начала 4-го века происходит формирование богословских школ. Стоит акцентировать внимание на двух школах, потому что история борьбы с ересями в значительной степени представляла борьбу между собой этих школ.
Александрия – столица империи Александра Македонского, эллинистический город на севере Египта. Подробно о нем говорилось по теме «История Септуагинты». В период Римской империи Александрия потеряла статус столицы государства, но фактически приобрела статус культурной столицы Римской империи.
С античных времен здесь была своя философская школа, основанная на платоновском аллегорическом методе. С появлением христианства появилась школа оглашенных (катехуменов). Христианство принимали не только низшие слои населения, но и элита общества, его ученая часть. Происходит слияние античной философии с христианской верой. Философская школа перерастает в богословскую. И богословская школа переняла черты философской школы: в экзегетике – акцент на таинственный смысл, в христологии – на божество Иисуса Христа, в евангельском учении – на Евангелие от Иоанна. Крайность школы – ересь монофизитства.
Представители школы:
Из ересиархов – Евтихий, Диоскор.
Православные представители – святители Афанасий и Кирилл, Григорий чудотворец, Дидим слепец, Петр и Дионисий Александрийские.