Анализ эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности).
В процессе анализа эффективности использования оборотного капитала рассчитываются следующие показатели:
- коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К14) вычисляется путем деления оборотных активов предприятия на среднемесячную
выручку и характеризует объем оборотных активов, выраженный в
среднемесячных доходах предприятия, а также их оборачиваемость.
Данный показатель оценивает скорость обращения средств, вложенных в оборотные активы. Показатель дополняется коэффициентами
оборотных средств в производстве и в расчетах, значения которых характеризуют структуру оборотных активов предприятия;
- коэффициент оборотных средств в производстве (К15) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств в производстве к среднемесячной
выручке. Оборотные средства в производстве определяются как средства в
запасах с учетом НДС минус стоимость товаров отгруженных. Данный показатель характеризует оборачиваемость товарно-материальных запасов
предприятия. Значения данного показателя определяются отраслевой спецификой производства, характеризуют эффективность производственной и
маркетинговой деятельности предприятия;
- коэффициент оборотных средств в расчетах (К16) вычисляется как отношение стоимости оборотных средств за вычетом оборотных средств
в производстве к среднемесячной выручке. Данный показатель определяет скорость обращения оборотных активов предприятия, не участвующих в непосредственном производстве. Показатель характеризует в первую очередь средние сроки расчетов с предприятием за отгруженную, но еще не оплаченную продукцию, то есть определяет средние сроки, на которые выведены из процесса производства оборотные средства, находящиеся в расчетах.
Кроме того, коэффициент оборотных средств в расчетах показывает, насколько ликвидной является продукция, выпускаемая предприятием, и насколько эффективно организованы его взаимоотношения с потребителями продукции. Он отражает эффективность политики предприятия с точки зрения сбора оплаты по продажам, осуществленным в кредит. Рассматриваемый показатель характеризует вероятность возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и ее списания в результате непоступления платежей, то есть степень коммерческого риска. Возрастание данного показателя требует восполнения оборотных средств за счет новых заимствований и приводит к снижению платежеспособности предприятия.
Финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период представляет собой прибыль или убыток. Общая величина прибыли или убытка рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от продаж, сальдо операционных доходов и расходов и внереализационных доходов и расходов. Из общей величины прибыли уплачивается налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи, а оставшаяся ее часть представляет собой прибыль (убыток) от обычной деятельности. Если к этому показателю прибавить чрезвычайные доходы и вычесть чрезвычайные расходы, то получится чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода).
Исходя из порядка формирования прибыли ведется и ее факторный анализ, целью которого является оценка динамики показателей прибыли от продаж, прибыли от обычной деятельности и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты отдельных факторов: рост (снижение) себестоимости продукции, рост (снижение) объема ее реализации, повышение качества и расширение ассортимента продукции.
Анализ рекомендуется начинать с оценки динамики показателей прибыли от продаж и прибыли от обычной деятельности. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на прибыль от продаж и прибыль от обычной деятельности.
Затем производят количественную оценку влияния на изменение прибыли от продаж следующих основных факторов:
1. Влияние на прибыль изменении отпускных цен на реализованную про
дукцию (± Изм1):
± Изм1 = P1 - Р2,
где Р1, Р2 - реализация в отчетном периоде в ценах соответственно отчетного и базисного периода.
2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции (± Изм2):
± Изм2= По L 1 – П0,
где П0- прибыль базисного периода;
L 1 - коэффициент роста объема реализованной продукции, определяется по формуле:
L 1 = C1.0 : С0
где С0 - себестоимость реализованной продукции базисного периода;
С1. 0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в
ценах базисного периода.
3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (± Изм3):
±Изм3= По х (L 2 - L 1),
где L2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
L 2 = Р1.0 : Р0,
где Р0 - реализация в базисном периоде;
Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.
4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции
(± Изм4):
± Изм4= C1.0 – С1,
где C1 - себестоимость реализованной продукции отчетного периода;
C1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.
5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных
сдвигов в составе продукции (± Изм5):
± Изм5= Со L 2 - C1.0
Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получают суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции
(± Изм) :
± Изм =.
В рамках анализа проводится также расчет показателей рентабельности.
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции (обычно выражается в процентах).
Исходя из состава имущества предприятия, в которое вложены средства, и проводимых предприятием финансово-хозяйственных операций рассматривается следующая система показателей рентабельности:
- рентабельность оборотного капитала (К17) вычисляется как частное
от деления прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после
уплаты налогов и всех отчислений, на сумму оборотных средств. Данный показатель отражает эффективность использования оборотного
капитала предприятия. Он определяет, сколько рублей прибыли приходится на один рубль, вложенный в оборотные активы.
- рентабельность продаж (K18) вычисляется как частное отделения при
были, полученной в результате реализации продукции, на выручку пред
приятия за тот же период. Показатель отражает соотношение прибыли
от реализации продукции и дохода, полученного предприятием в отчет
ном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено пред
приятием в результате реализации продукции на один рубль выручки.
Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и уровень производительности труда рассчитывается показатель среднемесячной выработки на одного работника (K19)-Он вычисляется как частное от деления среднемесячной выручки на среднесписочную численность работников. Выработка дополнительно характеризует финансовые ресурсы предприятия для ведения хозяйственной деятельности и исполнения обязательств, приведенные к одному работающему на анализируемом предприятии.
Формулы для расчета показателей (К17 – К19) приведены в приложении 42. С их помощью анализируется эффективность использования активов предприятия, то есть финансовая отдача на вложенный в него капитан.
В заключении определяются резервы увеличения прибыли, повышения рентабельности и др.
4. Оценка эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности.
В процессе осуществления такой оценки рассчитываются следующие показатели:
эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20) определяется как отношение среднемесячной выручки к стоимости внеоборотного капитала. Показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия, определяя, насколько соответствует общий объем имеющихся основных средств (машин и оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, ресурсов, вкладываемых в усовершенствование собственности, и т. п.) масштабу бизнеса предприятия. Значение показателя эффективности внеоборотного капитала, меньшее, чем значение аналогичного среднеотраслевого показателя, может характеризовать недостаточную загруженность имеющегося оборудования, в том случае если в рассматриваемый период предприятие не приобретало новых дорогостоящих основных средств. В то же время чрезмерно высокие значения показателя эффективности внеоборотного капитала могут свидетельствовать как о полной загрузке оборудования и отсутствии резервов, так и о значительной степени физического и морального износа устаревшего производственного оборудования;
- коэффициент инвестиционной активности {K21) вычисляется как частное
отделения суммы стоимости внеоборотных активов в виде незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности и долгосрочных финансовых вложений на общую стоимость внеоборотных активов. Данный показатель характеризует инвестиционную активность и определяет объем средств, направленных предприятием на модификацию и усовершенствование собственности и на финансовые вложения в другие предприятия и организации. Неоправданно низкие или слишком высокие значения данного показателя могут свидетельствовать о неправильной стратегии развития предприятия или недостаточном контроле его собственников за деятельностью менеджмента.