И распределения прибыли

Аудит формирования финансовых результатов

И распределения прибыли

Аудиторская проверка формирования финансовых результатов

Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Источниками информации для проверки операций по формированию финансовых результатов и распределению прибыли являются: учредитель­ные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряже­ния, отчеты кассира с приложенными первичными документами "(при­ходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенны­ми первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по сче­там 50, 51. 68. 76. 84, 90. 91, 96, 99 и др., Главная книга, "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчет о прибылях и убытках" (ф. № 2), расчеты (дек­ларации) по отдельным налогам, Положение об учетной политике пред­приятия и др.

В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудиторы должны решить следующие задачи:

- установить правильность определения и отражения в учете прибыли
(убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

- проанализировать правильность учета прочих доходов и расходов;

- выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.

Результаты проверки правильности определения прибыли (убытка) от продаж в значительной степени зависят от качества проведения кон­трольных процедур на предыдущих этапах контроля себестоимости произ­веденной и реализованной продукции. Аудиторы осуществляют арифмети­ческий контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90 "Продажи". Используя метод прослеживания, они обобщают результаты ранее выполненных расчетов влияния выявленных отклонений на следующие показатели "Отчета о при­былях и убытках" (ф. № 2): "Выручка (нетто) от продажи товаров, продук­ции, работ, услуг", "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", "Валовая прибыль", "Коммерческие расходы", "Управленческие рас­ходы" и "Прибыль (убыток) от продаж". В заключении проверяется пра­вильность отражения на счетах бухгалтерского учета показателя "Прибыль (убыток) от продаж".

В процессе решения второй задачи аудиторы изучают операции, в ре­зультате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты расчета влияния выявленных отклонений на показатели "Отчета о прибылях и убытках" (ф. № 2) по операциям, связанным с выбытием основных средств, нема­териальных активов и другого имущества, аудиторы корректируют пока­затели: прочие операционные доходы и прочие операционные расходы.

Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих
доходов и расходов, аудиторам необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт их возникновения и величину. Так, затраты
по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции должны подтверждаться: договором купли-продажи, поставки продукции; счетами, платежными поручениями; накладными,
актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями, протоколами
о расторжении договора и др.

Учет расходов на содержание законсервированных производственных мощностей должен производиться при наличии: приказа руководителя предприятия, определяющего перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования; сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичных документов по оформлению расходов (ведомости начисления заработной платы, платежные поручения, акты приемки-передачи и др.). Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий должны быть подтверждены следующими докумен­тами: актом, удостоверяющим такое событие и подписанным руководителем предприятия, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и др.); расчетом бухгалтерии (сметой) понесенных убытков; заклю­чением эксперта о возможности восстановления испорченного имущества, решением суда об установлении виновного лица и присуждении ему убытков; платежными поручениями на суммы возмещения убытков и др.

Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности может производиться на основании: договора купли-продажи, договора поставки продукции; банковских документов, подтверждающих перечисление денежных средств поставщику; счетов-фактур, накладных на отгруженную покупателям продукцию.

Обоснованность создания резерва сомнительных долгов должна подтверждаться: договором купли-продажи, договором поставки продукции, накладными на отгрузку продукции, актами сдачи-приемки выполненных работ; актом инвентаризации дебиторской задолженности; актами сверки расчетов между дебитором и кредитором; решением арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом; выпиской из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора; решением суда об отказе в иске к дебитору; справкой органов МВД о невозможности розыска дебитора.

Суммы штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение ус­ловий хозяйственных договоров устанавливаются на основании: решения суда, договора купли-продажи, договора поставки продукции, письмен­ного подтверждения добровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежных поручений.

Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов вы­ясняются по данным решений суда, платежных поручений.

Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций).

Прибыли (убытки) по операциям прошлых лет, выявленные в отчет­ном году, должны быть подтверждены: договором купли-продажи, дого­вором поставки продукции; счетами, платежными поручениями; наклад­ными, актами приемки-передачи, письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актами документальной проверки налоговыми органами.

Суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц по валютным операциям устанавливаются по данным: валютного контракта (договора); платежных поручений и банковских выписок по валютным счетам; грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментов и др.

Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, ди­виденды (проценты) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам в том числе государственным) проверяются по данным извещений, ави­зо предприятий-эмитентов, выписок по счету "депо". Своевременность включения в состав доходов поступлений от сдачи имущества в аренду, процентов по предоставленным займам выясняется по данным соответ­ствующих договоров о размерах и сроках таких платежей.

Аудиторам необходимо также проследить, не было ли в отчетном периоде случаев необоснованного включения в состав прочих расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими орга­нами, процентов по полученным займам; убытков от безвозмездной передачи имущества и т. п., в то время как такие затраты должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Проверка правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии, должна опираться на сведения, полученные аудиторами при изучении положений учредитель­ных документов, решений собраний учредителей (собственников), учет­ной политики. В этих документах должны быть раскрыты источники, порядок формирования и использования таких фондов и резервов. При этом должны неукоснительно соблюдаться требования нормативных ак­тов, регулирующих налогообложение деятельности предприятий.

Создание резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам должно быть предусмотрено учетной политикой. Средства таких резервов отражаются на счетах соответственно 59 "Резер­вы под обесценение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по со­мнительным долгам". В ходе проверки аудиторы должны убедиться, что указанные резервы созданы на предприятии за счет средств валовой при­были, но при этом сумма резерва под обесценение вложений в ценные бумаги не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Резерв под обесцене­ние вложений в ценные бумаги используется для покрытия разницы ме­жду балансовой стоимостью ценных бумаг и их курсовой (биржевой) стоимостью, если в конце года курсовая стоимость ценных бумаг оказа­лась ниже балансовой. При этом в балансе предприятия ценные бумаги будут отражены по наименьшей из двух оценок. Если обесценение не произошло (курсовая стоимость ценных бумаг осталась выше балансо­вой), то созданный ранее резерв восстанавливается в составе прибыли (убытка) до налогообложения.

В следующем году суммы сомнительных долгов, под которые созда­вался резерв в отчетном году, списываются за счет этого резерва в уста­новленные сроки. Неиспользованная часть резерва (по задолженности, которая была погашена "сомнительным" дебитором) в конце года при­соединяется к налогооблагаемой прибыли.

Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибы­ли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных докумен­тах, учетной политике.

Аудиторы проверяют правильность формирования нераспределенной прибыли, обоснованность расходования средств нераспределенной при­были первичными документами, положениями и утвержденными смета­ми. Кроме того, устанавливается правильность отражения указанных операций на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Аудиторы должны подтвердить, что в текущем году распределялась только прибыль, полученная в предыдущих отчетных го­дах. Авансовое использование прибыли текущего отчетного года является прямым нарушением имущественных интересов акционеров (собствен­ников) предприятия.

В процессе проверки операций по формированию и использованию средств резервных фондов (резервов), учтенных на счете 82 "Резервный капитал", аудиторы выясняют состав источников их создания (за счет чистой прибыли на сумму не менее 15% от величины уставного капита­ла) и направления расходования (покрытие убытков и др.). Устанавлива­ется правильность документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета этих операций.

В заключении аудиторы должны установить правильность применяе­мых схем корреспонденции счетов по учету формирования финансовых результатов и распределения прибыли. Обоснован­ность сделанных в учетных регистрах записей по каждому из проверяе­мых счетов аудиторы выясняют путем анализа (прослеживания) первич­ных документов, послуживших основанием для совершения хозяйствен­ных операций.

Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения аудиторы регист­рируют в рабочих документах и определяют их количест­венное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, кото­рые выявляются в ходе проверки формирования финансовых результатов и распределения прибыли, являются следующие:

- включение в состав прочих расходов сумм штрафов, на­лагаемых налоговыми и другими контролирующими органами;

- неправомерное использование прибыли отчетного года;

- неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;

- неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов
за счет собственных источников через счет 84.