И распределения прибыли
Аудит формирования финансовых результатов
И распределения прибыли
Аудиторская проверка формирования финансовых результатов
Цель аудита финансовых результатов и распределения прибыли - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Источниками информации для проверки операций по формированию финансовых результатов и распределению прибыли являются: учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, отчеты кассира с приложенными первичными документами "(приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости, квитанции и др.), выписки банков по рублевым и валютным счетам с приложенными первичными документами (счета, платежные поручения, авизо и др.), учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50, 51. 68. 76. 84, 90. 91, 96, 99 и др., Главная книга, "Бухгалтерский баланс" (ф. № 1), "Отчет о прибылях и убытках" (ф. № 2), расчеты (декларации) по отдельным налогам, Положение об учетной политике предприятия и др.
В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудиторы должны решить следующие задачи:
- установить правильность определения и отражения в учете прибыли
(убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;
- проанализировать правильность учета прочих доходов и расходов;
- выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.
Результаты проверки правильности определения прибыли (убытка) от продаж в значительной степени зависят от качества проведения контрольных процедур на предыдущих этапах контроля себестоимости произведенной и реализованной продукции. Аудиторы осуществляют арифметический контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90 "Продажи". Используя метод прослеживания, они обобщают результаты ранее выполненных расчетов влияния выявленных отклонений на следующие показатели "Отчета о прибылях и убытках" (ф. № 2): "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг", "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", "Валовая прибыль", "Коммерческие расходы", "Управленческие расходы" и "Прибыль (убыток) от продаж". В заключении проверяется правильность отражения на счетах бухгалтерского учета показателя "Прибыль (убыток) от продаж".
В процессе решения второй задачи аудиторы изучают операции, в результате которых формируются прочие доходы и расходы. Обобщая результаты расчета влияния выявленных отклонений на показатели "Отчета о прибылях и убытках" (ф. № 2) по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторы корректируют показатели: прочие операционные доходы и прочие операционные расходы.
Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих
доходов и расходов, аудиторам необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт их возникновения и величину. Так, затраты
по аннулированным производственным заказам и на производство, не давшее продукции должны подтверждаться: договором купли-продажи, поставки продукции; счетами, платежными поручениями; накладными,
актами сдачи-приемки выполненных работ; соглашениями, протоколами
о расторжении договора и др.
Учет расходов на содержание законсервированных производственных мощностей должен производиться при наличии: приказа руководителя предприятия, определяющего перечень консервируемых объектов, причины консервации, состав и размеры затрат, источники финансирования; сметы затрат на содержание законсервированных мощностей; первичных документов по оформлению расходов (ведомости начисления заработной платы, платежные поручения, акты приемки-передачи и др.). Потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, хищений и других чрезвычайных событий должны быть подтверждены следующими документами: актом, удостоверяющим такое событие и подписанным руководителем предприятия, незаинтересованными лицами и специалистами (пожарные, ГИБДД и др.); расчетом бухгалтерии (сметой) понесенных убытков; заключением эксперта о возможности восстановления испорченного имущества, решением суда об установлении виновного лица и присуждении ему убытков; платежными поручениями на суммы возмещения убытков и др.
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности может производиться на основании: договора купли-продажи, договора поставки продукции; банковских документов, подтверждающих перечисление денежных средств поставщику; счетов-фактур, накладных на отгруженную покупателям продукцию.
Обоснованность создания резерва сомнительных долгов должна подтверждаться: договором купли-продажи, договором поставки продукции, накладными на отгрузку продукции, актами сдачи-приемки выполненных работ; актом инвентаризации дебиторской задолженности; актами сверки расчетов между дебитором и кредитором; решением арбитражного суда о признании предприятия-дебитора банкротом; выпиской из Российского государственного реестра юридических лиц о ликвидации предприятия-дебитора; решением суда об отказе в иске к дебитору; справкой органов МВД о невозможности розыска дебитора.
Суммы штрафов, пени, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров устанавливаются на основании: решения суда, договора купли-продажи, договора поставки продукции, письменного подтверждения добровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежных поручений.
Размеры понесенных судебных издержек и арбитражных расходов выясняются по данным решений суда, платежных поручений.
Суммы налогов, относимых на финансовые результаты, проверяются по данным налоговых расчетов (деклараций).
Прибыли (убытки) по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, должны быть подтверждены: договором купли-продажи, договором поставки продукции; счетами, платежными поручениями; накладными, актами приемки-передачи, письмами; бухгалтерскими справками (расчетами); актами документальной проверки налоговыми органами.
Суммы положительных (отрицательных) курсовых разниц по валютным операциям устанавливаются по данным: валютного контракта (договора); платежных поручений и банковских выписок по валютным счетам; грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментов и др.
Доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам в том числе государственным) проверяются по данным извещений, авизо предприятий-эмитентов, выписок по счету "депо". Своевременность включения в состав доходов поступлений от сдачи имущества в аренду, процентов по предоставленным займам выясняется по данным соответствующих договоров о размерах и сроках таких платежей.
Аудиторам необходимо также проследить, не было ли в отчетном периоде случаев необоснованного включения в состав прочих расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими органами, процентов по полученным займам; убытков от безвозмездной передачи имущества и т. п., в то время как такие затраты должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.
Проверка правильности формирования и использования различных фондов и резервов, создаваемых на предприятии, должна опираться на сведения, полученные аудиторами при изучении положений учредительных документов, решений собраний учредителей (собственников), учетной политики. В этих документах должны быть раскрыты источники, порядок формирования и использования таких фондов и резервов. При этом должны неукоснительно соблюдаться требования нормативных актов, регулирующих налогообложение деятельности предприятий.
Создание резервов под обесценение вложений в ценные бумаги, по сомнительным долгам должно быть предусмотрено учетной политикой. Средства таких резервов отражаются на счетах соответственно 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" и 63 "Резервы по сомнительным долгам". В ходе проверки аудиторы должны убедиться, что указанные резервы созданы на предприятии за счет средств валовой прибыли, но при этом сумма резерва под обесценение вложений в ценные бумаги не уменьшает налогооблагаемую прибыль. Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги используется для покрытия разницы между балансовой стоимостью ценных бумаг и их курсовой (биржевой) стоимостью, если в конце года курсовая стоимость ценных бумаг оказалась ниже балансовой. При этом в балансе предприятия ценные бумаги будут отражены по наименьшей из двух оценок. Если обесценение не произошло (курсовая стоимость ценных бумаг осталась выше балансовой), то созданный ранее резерв восстанавливается в составе прибыли (убытка) до налогообложения.
В следующем году суммы сомнительных долгов, под которые создавался резерв в отчетном году, списываются за счет этого резерва в установленные сроки. Неиспользованная часть резерва (по задолженности, которая была погашена "сомнительным" дебитором) в конце года присоединяется к налогооблагаемой прибыли.
Затем аудиторы изучают фактический порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, и его соответствие порядку, сформулированному в учредительных документах, учетной политике.
Аудиторы проверяют правильность формирования нераспределенной прибыли, обоснованность расходования средств нераспределенной прибыли первичными документами, положениями и утвержденными сметами. Кроме того, устанавливается правильность отражения указанных операций на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Аудиторы должны подтвердить, что в текущем году распределялась только прибыль, полученная в предыдущих отчетных годах. Авансовое использование прибыли текущего отчетного года является прямым нарушением имущественных интересов акционеров (собственников) предприятия.
В процессе проверки операций по формированию и использованию средств резервных фондов (резервов), учтенных на счете 82 "Резервный капитал", аудиторы выясняют состав источников их создания (за счет чистой прибыли на сумму не менее 15% от величины уставного капитала) и направления расходования (покрытие убытков и др.). Устанавливается правильность документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета этих операций.
В заключении аудиторы должны установить правильность применяемых схем корреспонденции счетов по учету формирования финансовых результатов и распределения прибыли. Обоснованность сделанных в учетных регистрах записей по каждому из проверяемых счетов аудиторы выясняют путем анализа (прослеживания) первичных документов, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций.
Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения аудиторы регистрируют в рабочих документах и определяют их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки формирования финансовых результатов и распределения прибыли, являются следующие:
- включение в состав прочих расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими органами;
- неправомерное использование прибыли отчетного года;
- неверная корреспонденция счетов при отражении прочих доходов и расходов;
- неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов
за счет собственных источников через счет 84.