Аудит расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям
Цель аудита расчетов с персоналом- проверка соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработке платы и удержаний из нее, документального оформления и отражения учете всех видов расчетов между предприятием и его работниками.
Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразий и систематического характера. Данная группа расчетов помимо взаимоотношений предприятия со своими работниками по поводу оплаты труда включает также расчеты по прочим операциям: личному страхованию предоставленным ссудам, оплате товаров в кредит, возмещению причиненного ущерба и др.
Источниками информациидля проверки расчетов с персоналом являются:штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров кредит и др., табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы (ф. №Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные, расчетные и платежные ведомости (ф. №№ Т-49, Т-51 и Т-53), лицевые счета (ф. № Т-54) и налоговые карточки работников, авансовые отчеты с приложенными к ним первичными документами, акты инвентаризации имущества, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 68, 69, 70, 73,-76, 91, 94 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.
Задачами аудита расчетов с персоналом являются:
- подтверждение первоначальной оценки систем внутреннего контроля
и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;
- подтверждение достоверности производимых начислений и выплат
работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
- установление законности и полноты удержаний из заработной платы
и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета,
Пенсионного фонда РФ, других юридических и физических лиц;
- проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по
оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;
- проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов с
персоналом по прочим операциям.
Приступая к проверке расчетом с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудиторы должны выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии, имеется ли внутреннее положение об оплате труда работнике» и коллективный трудовой договор; списочный и среднесписочный состав работников; как организован учет Расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и др.); осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и др. На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.
Достоверность произведенных работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и т. д.) проверяется, как правило, выборочно. Для этого в выборку включаются данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, рабочих и др.), по основным видам начислений (удельный вес которых, как правило, превышает 5% от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартана). Проверке подвергаются расчетные и платежные ведомости, лицевые счета сотрудников, а также первичные документы (табели, наряды и др.), на основании которых произведены начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения и соответствие требованиям нормативных документов.
При повременной оплате труда выясняется обоснованность применения тарифных ставок и соблюдения условий контрактов, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей, правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов устанавливается полнота заполнения всех реквизитов, наличие подписей лиц, ответственных за учет выполненных работ, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений. Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени сданными учета личного состава, аудиторы определяют, нет ли случаев включения в них подставных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля устанавливаются ошибки в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.
Следует обратить внимание на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним относятся: выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждения по итогам работы за год и др.), выплаты компенсирующего характера (надбавки и доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), выплаты за непроработанное время (оплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и др. Эти выплаты должны быть подтверждены правильно оформленными первичными документами. Аудиторы осуществляют взаимную сверку показателей, указанных в первичных документах; с показателями, использованными для расчета конкретных выплат; определяют соответствие произведенных начислений требованиям законодательства и положению об оплате труда, действующему на предприятии; выполняют арифметический контроль показателей.
Особое внимание уделяется проверке выплат по договорам полряда и другим договорам гражданско-правового характера (комиссии, поручения, аренды имущества у физических лиц и др.). Устанавливается правильность оформления договоров, экономическая целесообразность их заключения, реальность полученных по ним результатов и выгод для предприятия, правильность расчетов по договорам, налогообложения и отражения в учете таких расчетов.
Аудиторы изучают также своевременность и полноту удержания из начисленной заработной платы подоходного налога, взносов в Пенсионный фонд РФ, задолженности по подотчетным суммам, по возмещению материального ущерба, платежей по полученным ссудам, за купленные в кредит товары, по исполнительным листам и др.
Основным видом удержания, которому при проверке уделяется внимание, является налог на доходы физических лип. При этом осуществляется арифметический контроль сумм удержанного налога, подтверждается правомерность освобождения от налогообложения отдельных доходов и применения налоговых вычетов, предусмотренных действующим законодательством. Устанавливаются случаи неудержания или неполного удержания налога на доходы физических лиц с сумм материальной помощи, подарков, с компенсационных выплат сверх установленных норм (по командировочным и другим расходам), с разницы между рыночной стоимостью товаров и ценой реализации при продаже их сотрудникам по льготной цене, с сумм материальной выгоды и др. По данным договоров страхования, заключенных со страховыми компаниями, платежных поручений и лицевых счетов работников определяются факты перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Суммы страхового возмещения облагаются налогом на доходы физических лиц при их выплате.
Удержания по исполнительным лицам должны производиться только при наличии этих листов или на основании личного заявления работника. Удержания за товары, проданные в кредит, и по ссудам осуществляются на основании поручения-обязательства или договора.
Далее устанавливается соответствие указанных в учетных регистрах схем корреспонденции счетов по начислению заработной платы и удержаний из нее схемам корреспонденции счетов, предусмотренных Планом счетов. Подтверждается соответствие данных аналитического и синтетического учета по начисленной, выплаченной и депонированной заработной плате. Для этого осуществляется арифметический контроль в разрезе табельных номеров и итоговых записей по расчетным ведомостям показателя "К выдаче", который определяется как разница между показателями "Итого начислено" и "Итого удержано". Сумма невыплаченной в конце месяца заработной платы должна соответствовать кредитовому сальдо по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
Аудиторская проверка расчетовс персоналом по прочим операциям,учет которых ведется на счете 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" на соответствующих субсчетах по видам операций, направлена на установление реальности и достоверности задолженности по этим операциям. Например, выясняется, действительно ли были проданы товары в кредит, какие товары и в какой торговой организации были приобретены, возмещены ли они предприятием сразу или по мере удержания сумм из заработной платы работников, нет ли случаев реализации товаров ниже рыночной цены (со скидкой), удерживается ли при этом налог на доходы физических лиц с разницы в ценах.
Проверяя операции по предоставлению займов, необходимо установить реальность задолженности по ссудам за работниками; наличие договоров займа на жилищное строительство и другие цели; за счет каких источников выдавались ссуды; предусмотрено ли начисление процентов по ссудам; полностью ли погашена задолженность по ссуде при увольнении работника. Если ссуда выдается по процентной ставке ниже 3/4 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ, та разница между указанной величиной и фактической процентной ставкой кредитования сотрудника рассматривается как его материальная выгода иподлежит обложению налогом на доходы физических лиц в составе совокупного дохода за отчетный период. Если выданная ссуда частично илиполностью погашается за счет собственных средств предприятия, то сумма дополнительного дохода работника облагается налогом на доходы физических лиц,
Анализируя расчеты по возмещению работниками материального ущерба, аудиторы должны выяснить: причины возникновения ущерба (несоблюдение условий хранения товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля за их сохранностью, несвоевременное или формальное проведение инвентаризаций и др.); полностью ли отнесены на виновных лиц суммы по недостачам; соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения информации о фактах недостач, хищений, порчи ценностей. По распоряжению руководителя предприятия в целях предотвращения хищений и злоупотреблений взыскание сумм недостачи товарно-материальных ценностей с виновных лиц может производится не по учетным, а по рыночным ценам с отнесением разницы на финансовые результаты по мере погашения недостачи. Но в любом случае в соответствии с действующим порядком недостача и порча ценностей сверх норм естественной убыли должна возмещаться виновными лицами. На издержки производства могут относиться только суммы недостачи в пределах норм естественной убыли, а недостачи сверх норм должны относится на убытки только тогда, если виновные не установлены, или во взыскании с них отказано судом. Следует рассматривать как неправомерное списание сумм выявленных недостач и порчи ценностей сверх норм по распоряжению руководителя за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц.
Поэтому аудиторам необходимо проверить: подтверждаются ли актами инвентаризации и приказами руководителя списанные на издержки производства суммы недостач товарно-материальных ценностей; правильность и обоснованность списания недостач на убытки: проводились ли административные расследования по фактам недостач; правильно ли организован аналитический учет по счету 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"; правильность корреспонденции счетов по расчетам с персоналом, соответствие данных аналитического и синтетического учета.
Выявленные в ходе проверки ошибки и отклонения фиксируются в рабочей документации аудиторов с указанием нарушенных нормативных документов и определением количественного влияния на показатели бухгалтерской отчетности.
Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, являются следующие:
- отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений, договоров подряда и др.);
- ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных,
по временной нетрудоспособности и др.);
- ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождения между данными аналитического и синтетического учета и т. п.);
- неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц.