Аудит затрат на производство
Цель аудита затрат на производство продукции (работ, услуг)- установление обоснованности формирования и правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Источниками информации для проведения аудита затрат на производство являются:карточки (ведомости) по заказам; разработанные таблицы (по распределению заработной платы, отчислений на социальные нужды, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, амортизации нематериальных активов); ведомости распределения общепроизводственных, общехозяйственных расходов, расходов на содержание и эксплуатацию оборудования; листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов; акты (ведомости) инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат на производство; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 96, 97 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др. В процессе проверки затрат на производство решаются следующие задачи:
- оценка обоснованности применяемого варианта формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности,
метода учета затрат, варианта сводного учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;
- подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- подтверждение достоверности оформления и отражения в учете прямых и накладных (косвенных) расходов;
- оценка качества инвентаризаций незавершенного производства;
- арифметический контроль показателей, себестоимости по данным
сводного учета затрат на производство.
Аудиторская проверка производственных затрат является довольно трудоемким процессом, требующим от аудиторов знания помимо множества нормативных и инструктивных материалов также и особенностей исчисления себестоимости продукции в отдельных отраслях и видах хозяйственной деятельности. Поэтому до начала документальной проверки аудиторам необходимо изучить организационные и технологические особенности предприятия, специализацию, масштабы и структуру каждого вида его производственной деятельности. На основе анализа учетной политики и особенностей производства аудиторы выясняют обоснованность применяемого на практике варианта формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности, метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусматривает возможность применения двух вариантов формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности: с применением счетов 20 - 29 или с применением счетов 20 - 39. Во втором варианте счета 20 - 29 используются для группировки расходов по статьям, местам возникновения и исчисления себестоимости; счета 30 - 39 применяются для учета расходов по элементам. То есть первый вариант соответствует организации интегрированного управленческого учета, второй - организации раздельного порядка формирования затрат в рамках производственной бухгалтерии (на счетах 20 - 29) и финансовой бухгалтерии (на счетах 30 - 39). Поскольку в настоящее время отсутствует нормативное регулирование второго варианта формирования информации о расходах предприятия по обычным видам деятельности, то рассматриваемая ниже методика аудита отражает порядок проверки операций в условиях применения на предприятиях первого варианта.
На предприятии в зависимости от отраслевой специфики, вида и масштабов деятельности могут применяться следующие методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции:
- попеределъныи метод, применяемый в производствах, в которых сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки - переделов (металлургия, текстильная промышленность и др.). Затраты на изготовление продукции учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам. В зависимости от особенностей предприятия используется полуфабрикатный или бесполуфабрикатный вариант метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
- позаказный метод, применяемый в индивидуальных и мелкосерийных производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом. Объектом учета и калькулирования является отдельный заказ, открываемый на определенное количество продукции. В аналитическом учете производственные затраты группируются по заказу в разрезе установленных статей калькуляции. При этом прямые затраты относятся непосредственно на заказ, а косвенные - включаются в его себестоимость путем распределения пропорционально принятой базе. Отчетные калькуляции составляются после выполнения заказа;
- попроцесснын метод, используемый на предприятиях отраслей, имеющих сравнительно непродолжительный технологический процесс выпуска однородной продукции, остатки незавершенного производства которой отсутствуют или незначительны (угольная, железорудная, нефтяная промышленность, электроэнергетика и др.). Себестоимость единицы продукции определяется, как правило, прямым методом, то есть путем деления всех производственных затрат на количество произведенной продукции за период.
При использовании указанных методов себестоимость исчисляется как сумма остатка незавершенного производства на начало месяца и затрат за месяц минус остаток незавершенного производства на конец месяца;
- нормативный метод учета затрат (в зарубежной практике - "стандарт-кост") базируется на технически обоснованных нормах расхода рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции. Периодически плановые нормы должны пересматриваться с учетом эффективности от внедрения организационно-технических мероприятии. Используются плановые, нормативные и отчетные калькуляции. При сопоставлении фактически произведенных затрат с утвержденными текущими нормативами выявляются внутрихозяйственные резервы, намечаются пути их рационального использования. Тем самым появляется возможность текущего контроля за издержками. Это способствует рациональному расходованию различных ресурсов, повышению эффективности работы предприятия;
- "директ-костинг" - система учета, основанная на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (на изделие). Она предполагает учет затрат по их видам, местам возникновения и носителям. На практике применяется один из двух вариантов учета: калькуляционный и формирование усеченной себестоимости. В рамках калькуляционного варианта в течение отчетного периода по дебету счетов учета затрат на производство собираются затраты отчетного периода с подразделением на прямые (связанные с производством конкретного вида продукции) и накладные (связанные с обслуживанием и управлением). Прямые затраты отражаются по дебету счета 20 «Основное производство», а накладные - по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". В конце отчетного периода накладные расходы распределяются между объектамикалькулирования и списываются на счет 20 "Основное производство". При этом калькулируется полная фактическая себестоимость готовой продукции. При использовании второго варианта учет затрат в течение отчетного периода осуществляется аналогично, но в конце отчетного периода распределяются между объектами калькуляции и списываются в дебет счета 20 "Основное производство" только общепроизводственные расходы, учтенные на счете 25 "Общепроизводственные расходы". Периодические затраты, собираемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то есть в дебет счета 90-1 "Себестоимость продаж".
Сводный учет затрат на производство ведется по полуфабрикатному или бесполуфабрикатному варианту. Полуфабрикитныи вариант предполагает исчисление себестоимости не только готовой продукции, но и полуфабрикатов собственного производства, причем полуфабрикаты отражаются на дополнительно вводимой статье "Полуфабрикаты собственного производства" по нормативной, плановой или фактической себестоимости. Для учета движения полуфабрикатов применяется счет 21 "Полуфабрикаты собственного производства". Себестоимость готовой продукции - это себестоимость полуфабрикатов последнего цеха. При бесполуфабрикатном варианте затраты учитываются по местам их возникновения до выпуска продукции. Фактическая себестоимость полуфабрикатов не исчисляется, а их движение в производстве отражается лишь в оперативном учете. Для исчисления себестоимости готовой продукции суммируются затраты всех цехов, участвовавших в ее изготовлении.
Оба варианта сводного учета имеют как достоинства, так и недостатки. Использование полуфабрикатного варианта позволяет точнее исчислять себестоимость продукции, улучшать контроль за ее сохранностью. Однако этот вариант более трудоемкий, поскольку необходимо в рамках бухгалтерского учета отражать движение полуфабрикатов. Положительной стороной бесполуфабрикатного варианта является сокращение объема учетных работ, однако точность калькулирования себестоимости и уровень контроля за сохранностью полуфабрикатов снижается.
При нормативном методе учета затрат себестоимость выпуска продукции определяется как алгебраическая сумма нормативной себестоимости, учтенных изменений норм и учтенных отклонений от норм. При ненормативных методах себестоимость выпуска определяется как алгебраическая сумма изменений незавершенного производства на начало и на конец месяца и затрат за месяц.
Если в процессе проверки установлено, что в учетной политике обоснован метод учета затрат, отвечающий требованиям технологического процесса, а фактически использование элементов этого метода не осуществляется, аудиторы должны зафиксировать данное отклонение в рабочих документах и определить его влияние на формирование себестоимости продукции. Если описанный в учетной политике метод учета затрат не соответствует особенностям технологического процесса, то аудиторы могут порекомендовать руководству предприятия ряд изменений, которые позволят организовать производственный учет в соответствии с требованиями нормативных документов.
Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на производство продукции аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты (см. табл. 2.8). По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.
Подтверждая достоверность оформления и отражения в учете прямых и накладных расходов, аудиторы выясняют обоснованность отнесения каждого вида затрат на себестоимость продукции, правильность разграничения затрат по отчетным периодам и объектам учета, соответствие выполненных корреспонденции счетов бухгалтерского учета установленным нормативными документами. При этом изучаются рабочие документы, уже сформированные аудиторами при проверке операций по заготовлению и расходованию, с денежными средствами, расчетных операций.
Проверяя, обоснованно ли отнесены затраты на себестоимость продукции аудитору следует руководствоваться Положением о составе затрат и отраслевыми Инструкциями. Причем все затраты, предусмотренные указанными нормативными документами, относятся на себестоимость в полном объеме, но для целей налогообложения по налогу на прибыль некоторые из них принимаются только в пределах установленных норм (командировочные расходы, расходы на подготовку кадров, на оплату процентов по ссудам банков, на рекламу, представительские расходы, компенсация за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок и др.). Названные расходы, как правило, относятся к управленческим. Поэтому аудиторам необходимо проанализировать организацию аналитического учета по счету 26 "Общехозяйственные расходы".
В процессе такого анализа устанавливается фактический способ учет нормируемых расходов для целей налогообложения: в рамках системы бухгалтерского учета или внесистемный. Первый способ предполагает выделение на счете 26 "Общехозяйственные расходы" субсчетов или статей аналитическою учета для раздельного отражения расходов в переделах норм и расходов сверх норм. При втором способе нормируемые расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" обшей суммой без выделения расходов сверх норм, которые регистрируются в отдельных справках (ведомостях). Аудиторы устанавливают общую сумму каждого вида нормируемых расходов, выполняют арифметический расчет этих расходов в пределах норм и сверх норм и сравнивают полученные значения с аналогичными показателями в учете (и отдельных справках).
Аудиторы должны выяснить: правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам; соблюдение выбранного метода и точность оценки материальных ресурсов, списываемых на затраты производства; правильность включения в себестоимость амортизации по основным средствам и нематериальным активам, других видов расходов, в том числе связанных с управлением производством; обоснованность распределения общепроизводственных расходов по объектам калькуляции; организацию учета возвратных отходов, брака и др.
Аудиторам следует внимательно проанализировать состав общепроизводственных и общехозяйственных расходов, которые учитываются соответственно на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". В первую очередь на основании первичных документов нужно проверить правильность распределения по конкретным счетам расходов на отопление, освещение, содержание и аренду помещений, заработную плату административно-управленческого персонала подразделений и предприятия в целом и начислений на нее во внебюджетные фонды, расходов на оплату информационных, консультационных и аудиторских услуг и т. п.
Значительная доля перечисленных расходов приходится на оплату коммунальных услуг. Изучая первичные документы и знакомясь с организацией на предприятии учета расхода тепловой, электрической энергии, аудиторы должны установить обоснованность списания таких затрат на производственные и непроизводственные нужды. Обоснованность включения в издержки расходов на оплату информационных, консультационных и аудиторских услуг устанавливается путем изучения содержания заключенных договоров на оказание определенных услуг, актов сдачи-приемки выполненных работ и др.
Аудитору необходимо также проанализировать правильность формирования различных резервов предстоящих расходов (на оплату очередных отпусков сотрудников, на выплату вознаграждений по итогам работы за год, на ремонт основных средств и др.), учет которых ведется на счете 96 "Резервы предстоящих расходов". В течение года расходы и выплаты должны производиться за счет соответствующих резервов. Аудиторы выясняют правильность использования средств каждого резерва, своевременность доначисления недостающих и списания (сторнирования) излишне начисленных сумм по ним, отражения хозяйственных операций в учете.
Суммы расходов будущих периодов, включаемые в затраты на производство отчетного периода, должны подтверждаться сметами и первичными документами по учету этих расходов (накладными, актами приемки выполненных работ и др.). Аудиторы контролируют также состав расходов будущих периодов и правомерность их отнесения на себестоимость (они должны быть обусловлены процессом производства или управления предприятием).
В процессе изучения затрат аудиторам важно убедиться, что они правильно документально оформлены и отражены на счетах бухгалтерского учета. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат должны содержать все обязательные реквизиты, подписи ответственных лиц. Используемые схемы корреспонденции счетов должны соответствовать схемам корреспонденции, предусмотренным Планом счетов.
В ходе аудита следует также проверить: состояние учета незавершенного производства, своевременность и правильность его инвентаризаций и оценки, безошибочность отражения результатов инвентаризации в учете. Прежде всего аудиторам нужно проанализировать периодичность и порядок проведения инвентаризаций незавершенного производства, изучить представленные инвентаризационные описи и сличительные ведомости. Если в представленных документах не выявлены отклонения, можно сделать вывод или о формальном характере инвентаризаций, или, наоборот, об эффективной организации оперативного и бухгалтерского учета полуфабрикатов собственного производства.
Для подтверждения одного из мнений аудиторы могут провести выборочную инвентаризацию незавершенного производства. Однако использование такой процедуры контроля возможно, если на предприятии применяется полуфабрикатный вариант сводного учета затрат на производство. Только в рамках этого варианта учета формируются показатели, отражающие движение незавершенного производства на всех этапах изготовления продукции. Номенклатура проверяемых полуфабрикатов определяется с учетом технологических особенностей производства. Как правило, проверяются наиболее дорогостоящие полуфабрикаты. Если в ходе выборочной проверки выявлены значительные отклонения (например, свыше 5% от проверяемой номенклатуры), то можно сделать вывод о формальном характере проводимых на предприятии инвентаризаций. Если же выборочная инвентаризация незавершенного производства не выявит отклонений, то подтверждаются объемы незавершенного производства, указанные в данных оперативного учета движения полуфабрикатов собственного производства или аналитического учета.
Подтверждая достоверность оценки незавершенного производства, аудиторы осуществляют арифметический контроль его объема в натуральном и стоимостном выражении. При этом следует учитывать, что на предприятиях с индивидуальным и мелкосерийным производством, применяющих позаказный метод учета затрат, стоимость незавершенного производства определяется затратами на незаконченные заказы. В крупносерийных и массовых производствах стоимость незавершенного производства складывается из суммы прямых затрат (материалы и основная заработная плата с отчислениями на социальные нужды), исчисляемых по нормам по каждому калькуляционному объекту (изделию, детали и т. д.) и суммы прочих (косвенных) затрат, определяемых в процентах к прямым затратам. Оценка правильности определения себестоимости продукции выполняется путем арифметического контроля данных ведомости сводного учета затрат.
Выявленные в ходе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудиторов и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Аудиторская практика свидетельствует, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки затрат на производство, являются следующие:
- несоответствие применяемого метода учета затрат методу, зафиксированному в учетной политике;
- неправильная оценка остатков незавершенного производства;
- неправильное разграничение расходов по отчетным периодам;
- необоснованное (без документального оформления) включение в себестоимость отдельных видов затрат.