Аудит операций с материально-производственными запасами
На большинстве предприятий операции с материально-производственными запасами осуществляются систематически и отличаются разнообразием.
В процессе проверки операций с материально-производственными запасами используются следующие источники информации: договоры поставки, приходные ордера (ф. № М-4), накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, книга покупок, номенклатура-ценник, доверенности (ф. №№ М-2, М-2а), акты о приемке материалов (ф. № М-7), лимитно-заборные карты (ф. № М-8), требования-накладные (ф. № М-II), накладные на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15), карточки учета материалов (ф. № М-17), акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35), инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-3), сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-19), ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26), книга продаж, договоры о полной (индивидуальной или коллективной) материальной ответственности, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 10, 14, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 4.1, 44, 60, 62, 76, 90, 91 и др., Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.
В процессе проверки операций с материально-производственными запасами аудиторы решают следующие задачи:
- изучение состава материально-производственных запасов, ознакомление с условиями их хранения;
- подтверждение первичной оценки систем внутреннего контроля и
бухгалтерского учета материально-производственных запасов;
- подтверждение правильности оценки запасов и отражения операций
по их поступлению и использованию (реализации) в учете;
- оценка качества проводимых инвентаризаций материально-производственных запасов.
По данным регистров аналитического учета аудиторы изучают состав материально-производственных запасов и устанавливают, к каким классификационным группам они относятся (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и т. д.; основные и вспомогательные), величину складских запасов, интенсивность их обновления. В процессе изучения договоров поставки, первичных документов, опросов сотрудников выясняется география поставщиков, условия поставки, формы расчетов с поставщиками, цены закупки материалов.
Ознакомление с учетной политикой позволяет определить применяемые на предприятии методы внутреннего контроля за использованием материалов (инвентаризация, документирование, партионный раскрой и др.); применяемый вариант оприходования материалов и учетные цены на них. Аудиторам следует также убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций. Аудиторам также необходимо выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т. д.
Для подтверждения первичной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета материально-производственных запасов аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты.
По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.
Решая следующую задачу, аудиторы выясняют, в результате каких операций материально-производственные ресурсы поступают на предприятие и осуществляется их расход (выбытие). К числу операций по приходу материально-производственных запасов относятся: приобретение по безналичному расчету; приобретение за наличный расчет; поступление по бартеру; безвозмездное получение; поступление в качестве вклада в уставный капитал. Выбытие сырья и других материальных оборотных средств происходит в результате: использования в процессе производства и управления; реализации на сторону; безвозмездной передачи, взноca в счет вклада в уставный капитал.
Все названные операции могут быть классифицированы аудиторами на типичные и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, нетипичные подвергаются сплошному изучению. Контрольные процедуры в обоих случаях направлены на анализ документации, подтверждающей операции по движению материально-производственных запасов, и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.
Проверяя организацию бухгалтерского учета материальных ресурсов на предприятии, аудиторы на основе изучения и сопоставления данных первичных расчетно-платежных документов (счетов-фактур, накладных, требований на отпуск материалов и др.) и учетных регистров (карточек учета материалов, отчетов о движении ценностей, ведомостей, машинограмм и др.) устанавливает полноту оприходования производственных запасов, правильность их классификации и оценки, обоснованность списания в расход. В процессе изучения документации также определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствуют ли действующему законодательству хозяйственные операции с материально-производственными запасами,
Конкретный вариант учета операций по заготовлению производственных запасов (с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования этих счетов) должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Аудиторам следует убедиться в соблюдении принятого на предприятии варианта учета путем анализа применяемых схем, корреспонденции счетов.
Обязательному контролю подлежит обоснованность возмещения НДС по приобретенным предприятием материальным ценностям. Проверка проводится аудиторами по данным расчетно-платежных документов, документов на оприходование и использование материально-производственных запасов.
Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов (требований-накладных, накладных на отпуск материалов на сторону, лимитно-заборных карт и др.). Аудиторам необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. В учетной практике предприятие может придерживаться одного из следующих методов оценки производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) при отпуске их в производство и ином выбытии: по себестоимости каждой единицы ресурса, по средней себестоимости, по себестоимоси первых по времени закупок (метод ФИФО) или по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО). Допускается применение одного из методов по конкретному виду (группе) запасов в течение отчетного года, что должно быть зафиксировано как элемент учетной политики предприятия.
Правильность списания материальных ресурсов на производственные нужды по количеству и стоимости аудиторы могут проверить путем составления балансовых расчетов. Для этого сравнивается количество отпущенных на производство сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции в натуральном выражении (с учетом технологических отходов по нормам).
Если в учетной политике предприятия предусмотрено формирование резерва под снижение стоимости материальных ценностей, то аудиторы проверяют правильность формирования такого резерва. Для этого подтверждается обоснованность рыночной оценки материальных ценностей на конец отчетного года, выполняется арифметический контроль представленных расчетов и устанавливается правомерность сделанных в учете корреспонденции счетов.
Правильность применяемых схем корреспонденции счетов по списанию материально-производственных запасов со склада устанавливается аудиторами, как правило, путем выборочного контроля записей в учетных регистрах по счетам 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 91 "Прочие доходы и расходы" и др. и сопоставления их с данными первичных расходных документов. При этом могут использоваться заранее разработанные схемы корреспонденции счетов. Аудиторам следует убедиться, не списываются ли на производство, на реализацию или на другие цели неоприходованные материальные ценности, то есть не оформленные документами по приходу на склад. Стоимость материалов, использованных на строительство объектов основных средств, ремонт объектов социально-культурного назначения, не должна относиться на себестоимость: в первом случае ее нужно присоединять к сумме капитальных вложений по соответствующему объекту, во втором — в целях налогооблоожения списывать за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Если в отчетном периоде материально-производственные запасы реализовывались на сторону, аудиторам нужно выяснить также правильность исчисления налога на прибыль и НДС.
В том случае, когда предприятием в отчетном периоде осуществлялась розничная и оптовая продажа товаров, учтенных на одноименном счете 41 "Товары", аудиторы должны выяснить правильность оприходования товаров, расчета торговой наценки и ее списания по реализованным товарам, полноты исчисления налогов. Объектом контроля являются приходно-расходные документы и учетные регистры по счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценки". 44 "Расходы на продажу". 50 "Касса". 51 "Расчетные счета", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 90 "Продажи" и др.
Если в ходе проверки у аудиторов сложилось мнение о неудовлетворительном состоянии хранения ценностей на складах предприятия, они могут порекомендовать руководству предприятия провести выборочную инвентаризацию некоторых групп материалов (дефицитных, дорогостоящих), закрепленных за конкретными материально-ответственными лицами. При получении согласия и назначении инвентаризационной комиссии аудиторы определяют перечень подлежащих проверке ценностей. До начала инвентаризации они должны ознакомиться с отчетом заведующего складом (кладовщика) по приходу и отпуску материалов на дату начала инвентаризации (один экземпляр отчета передается в бухгалтерию, второй - остается у аудитора) и получить от него расписку об отсутствии неоприходованных и не списанных в расход ценностей. Во время инвентаризации аудиторы наблюдают за правильным проведением членами инвентаризационной комиссии установленных процедур (пересчетом запасов, их взвешиванием, заполнением инвентаризационных описей и т. д.).
Подписанные аудиторами, членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными липами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения результатов инвентаризации. При обнаружении по некоторым материалам отклонений от учетных данных по ним составляются сличительные ведомости и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. По всем фактам недостач и излишков материально-ответственные лица должны дать письменные объяснения. Если размеры нарушений значительны, то аудиторы могут рекомендовать руководителю предприятия провести сплошную инвентаризацию материальных ценностей.
Правильность отражения в учете стоимости недостающих (излишних) ценностей, выявленных в ходе инвентаризаций, проверяется аудиторами путем анализа инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, ведомостей учета результатов, выявленных инвентаризацией, приказов руководителя, бухгалтерских справок, решений судебных органов и др. На издержки может быть списана сумма недостач и порчи ценностей только в пределах норм естественной убыли, недостачи сверх норм должны относиться на виновных лиц, а при их отсутствии (или отказе во взыскании с них по решению суда) — к прочим расходам предприятия. Излишки ценностей подлежат оприходованию, а их сумма - отнесению к прочим доходам предприятия.
Выявленные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудиторов и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками,которые выявляются в ходе проверки операций с материально-производственными запасами, являются следующие:
- отсутствие первичных приходно-расходных документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов;
- списание в расход неоприходованных материальных ценностей (неоформленных приходными документами);
- списание материков на производство по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода, отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение;
- арифметические ошибки при расчете реализованной торговой наценки.