Аудит операций с основными средствами
Аудиторская проверка операций по заготовлению и расходованию
К операциям по заготовлению и расходованию могут быть отнесены операции по приобретению, использованию и выбытию (включая реализацию) основных средств, нематериальных активов, других внеоборотных активов, а также материально-производственных запасов. Приемы и способы контроля операций с ними во многом схожи между собой.
Цель аудита операций с названными активами - сформулировать мнение относительно правильности их классификации, реальности оценки достоверности отражения в учете и отчетности. Конкретные задачи источники проверки каждого вида активов различаются в силу особенностей, присущих совершаемым с ними операциям.
На большинстве предприятий операции с основными средствами относятся к числу сравнительно редких в отличие от операций реализации продукции, кассовых операций и др. Однако независимо от количества coвершенных на предприятии в проверяемом периоде операций с основным; средствами аудиторские процедуры должны быть направлены на изучение систем их бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Источниками информации для проверки операций с основными средствами являются:договора купли-продажи основных средств, акты (накладные) приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1), акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированный объектов (ф. № ОС-3), акты на списание основных средств (ф. № ОС-4) акты на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а), акты ввода эксплуатацию, накладные, счета-фактуры, инвентарные карточки уче" основных средств (ф. № ОС-6), инвентарные книги, акты о приемке обрудования (ф. № ОС-14), акты приемки-передачи оборудования в монтаж (ф. № ОС-15), акты о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16); разработочные таблицы № 6 "Расчет амортизации основных средств", дефектные ведомости, наряд-заказы на ремонт основных средств, договори на передачу (получение) в аренду объектов основных средств, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 01, 02, 03, 07, 08, 20, 25. 26, 84, 91, 96, 001, 010, 011 и др.. Главная книга, Положение об учетной политике предприятия и др.
Для достижения цели аудита операций с основными средствами должны быть решены следующие задачи:
- изучение состава и структуры основных средств, их условий хранения
и эксплуатации;
- подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и
бухгалтерского учета основных средств;
- проверка правильности оформления и отражения в учете операций по
движению основных средств;
- оценка размеров начисленной амортизации по основным средствам и
достоверности отражения ее в учете;
- установление объемов выполненных ремонтов основных средств и
правильности отражения расходов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода;
- подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;
- оценка качества проведенной перед составлением годового отчета
инвентаризации основных средств.
Указанные задачи определяют содержание основных этапов аудиторской проверки операций с основными средствами. Конкретные процедуры проверки характеризуются в программе аудита.
В первую очередь аудиторы должны изучить состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета (инвентарных карточек учета основных средств, ведомостей, машинограмм и др.). В процессе такого изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов основных средств. Для этого аудиторы выясняют, соблюдались ли единовременно при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств условия, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01):
- использование в производстве продукции, при выполнении работ или
оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия;
- использование в течение длительного времени, то есть срока полезно
го использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- предприятием не предполагается последующая перепродажа данных активов;
- способность приносить предприятию экономические выгоды (доход)
в будущем.
Основные средства классифицируются по следующим труппам: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное
улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и др.).
Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких предприятий, должен отражаться каждым предприятием в составе основных средств соразмерно ее доле в обшей собственности.
Проверка условий хранения и эксплуатации объектов основных средств, обеспечения их сохранности предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого полезен осмотр производственных и складских помещений, опрос сотрудников предприятия. В процессе выполнения этих процедур следует обращать внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, сроки поступления и оприходования объектов, их состояние. Организация учета основных средств в местах их нахождения (на складе, в эксплуатации, в ремонте, на консервации) анализируется по данным инвентарных карточек, инвентарных книг, других регистров аналитического учета. Эти данные сопоставляются с записями по счетам 01 "Основные средства", 001 "Арендованные основные средства" и 011 "Основные средства, сданные в аренду". При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины и экономические последствия.
Для подтверждения первичной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты.
Ответ на каждый вопрос теста может оцениваться количественно (в баллах) или вербально. Применяемый вид и шкала оценки регламентируются внутренними стандартами аудиторской организации. По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.
В начале проверки правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами аудитор выясняет виды таких операций, которые имели место в изучаемом периоде.
Основные средства могут поступать на предприятие различными способами: путем приобретения (сооружения) объектов за плату или в обмен на другое имущество, получения в счет вклада в уставный капитал, по договору дарения или путем взятия в аренду (лизинг). Эти операции могут быть классифицированы аудиторами на типичные и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, нетипичные - сплошным порядком. Контрольные процедуры в обоих случаях направлены на изучение документации, подтверждающей операции по поступлению основных средств ни предприятие, и оценку правильности отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета. В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соответствует ли действующему законодательству данная операция. Чтобы подтвердить правильность корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и в схемах корреспонденции счетов.
Аудиторам следует обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств в зависимости от способа их поступления на предприятие. Первоначальная стоимость должна определяться для объектов основных средств:
- приобретенных за плату - как сумма фактических затрат предприятия
на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога
на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Если стоимость объекта основных средств при приобретении была выражена в
иностранной валюте, то его оценка производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка
РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету;
- внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал предприятия -
в их денежной оценке, согласованной учредителями (участниками);
- полученных предприятием по договору дарения (безвозмездно) - по их
текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
- полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами - по стоимости ценностей,
переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя
из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие
определяет стоимость аналогичных ценностей.
Аудиторам следует также выяснить правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах. В отдельных случаях НДС относится на собственные источники и из бюджета не возмещается (например, ранее - при приобретении служебных легковых автомобилей и микроавтобусов). Если предприятие строит (сооружает) объект основных средств хозяйственным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму фактических затрат начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет, который в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию включается в налоговые вычеты по НДС.
- х в капитал предприятия –в их денежной оценке, согласованной учредителями (участниками);
- полученных предприятием по договору дарения (безвозмездно) - по их
текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
- полученных по договорам, предусматривающим исполнение обяза
тельств (оплату) неденежными средствами - по стоимости ценностей,
переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость цен
ностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливается исходя
из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно предприятие
определяет стоимость аналогичных ценностей.
Аудиторам следует также выяснить правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах. В отдельных случаях НДС относится на собственные источники и из бюджета не возмещается (например, ранее -ри приобретении служебных легковых автомобилей и микроавтобусов). Если предприятие строит (сооружает) объект основных средств хозяйственным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму фактических затрат начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет, который в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию включается в налоговые вычеты по НДС.
Если у предприятия имеются объекты основных средств, взятые в аренду, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, перечисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущество. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др. Аудиторам следует обратить внимание на такие договора, заключенные с физическими лицами. Уплачиваемые по ним суммы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда". Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость только при условии их документального подтверждения и в том случае, когда объекты используются для нужд производства или управления. Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их регистрации в учете и налогообложения.
Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочем документе "Таблица выявленных нарушений по однородным группам хозяйственных операций", который помечается штампом аудиторской организации. Далее устанавливается достоверность начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Для этого аудиторы выполняют следующие контрольные процедуры: проверку правильности начисления амортизации по отдельным объектам и в целом по предприятию за период; проверку правильности отражения сумм начисленной амортизации на счетах бухгалтерского учета. Для осуществления первой процедуры формируется выборка объектов основных средств, в которую включаются объекты из различных классификационных групп, находящиеся различных местах эксплуатации. По каждому объекту определяется норма амортизации и амортизируемая стоимость.
Учетной политикой предприятия может быть установлен один из следующих способов начисления амортизации по группе однородных объектов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования или способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Указанные способы начисления амортизации по основным средствам применяются только для целей бухгалтерского учета. Для налогообложения должен использоваться линейный способ начисления амортизации по нормам, установленным действующим законодательством (при этом отметим, что в целях исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ амортизация начисляется линейным или нелинейным методами, предусмотрено также применение повышенных и пониженных норм амортизации).
Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставления полученных результатов с данными, указанными в инвентарных карточках учета этих объектов основных средств, аудиторы выясняют правильность применяемой методики расчета, норм амортизации, определения величины амортизируемой; стоимости объектов. Следует помнить, что объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу (в том числе книги, брошюры и т. п.) разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Затем аудиторы по данным разработочной таблицы № 6 осуществляют арифметический контроль суммы амортизации, начисленной за отчетный месяц. Для этого к сумме амортизации за прошлый месяц добавляется сумма амортизации по основным средствам, поступившим в прошлом месяце, и исключается сумма амортизации по выбывшим в прошлом месяце основным средствам. Суммы, участвующие в расчете, подтверждаются путем их взаимной сверки с данными первичных документов, которыми оформляется движение основных средств в месяце, предшествующем проверяемому. Подтверждая достоверность отражения на счетах бухгалтерского учета сумм начисленной амортизации, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах и в счетах корреспонденции счетов. Выявленные в процессе проверки отклонения фиксируются в рабочих документах аудиторов.
Следующим этапом аудита является проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств. Аудиторам предстоит установить: наличие планов и смет на ремонты, актов сдачи-приемки выполненных работ, договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений; правильность и своевременность составления этих документов; правильность отнесения расходов на статьи затрат; соблюдение норм расхода материалов, расценок по оплате труда ремонтных рабочих. Целесообразность и законность операций по ремонту основных средств определяется на основе проверки первичных документов: дефектных ведомостей, лимитно-заборных карт, требований на отпуск материалов, нарядов на сдельные работы и др. При необходимости аудиторы могут провести контрольную инвентаризацию выполненных ремонтных работ по отдельным объектам, в том числе с привлечением эксперта.
Правильность учета затрат по ремонту основных средств проверяется по данным соответствующих учетных регистров. Аудиторам следует убедиться в соблюдении на практике способа учета затрат на ремонт, зафиксированного в учетной политике, а также в том, что затраты на ремонт основных средств производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Важно также проанализировать достоверность показателей проектно-сметной документации на проведение ремонта и актов сдачи-приемки выполненных работ, чтобы выяснить: не производится ли под видом ремонта новое строительство и реконструкция объектов основных средств, затраты но которым должны относиться на капитальные вложения (и соответственно увеличивать учетную стоимость этих объектов).
Если в проверяемом периоде предприятие производило переоценку основных средств, то аудиторы должны убедиться в правильности ее проведения и отражения в учете. Предприятиям предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно.
Проверка правильности переоценки основных средств в зависимости от их количества может быть осуществлена сплошным порядком или выборочно. Для этого путем прослеживания первичных документов арифметических расчетов выясняется действительная первоначальна стоимость объектов на определенную дату и сравнивается с учетной. Результаты переоценки объектов основных средств должны подтверждаться соответствующими расчетами, документами о рыночных ценах, сложившихся по этим объектам на дату переоценки. Правильность использованных для отражения результатов переоценки в учете бухгалтерских записей выясняется путем их сопоставления с разработанными аудиторам схемами корреспонденции счетов.
Важным этапом проверки является изучение своевременности проведения инвентаризации основных средств, полноты и правильности отражения ее результатов в учете (по данным инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решениям руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерским справкам). При необходимости возможно проведение контрольной выборочной инвентаризации отдельных объектов основных средств (арендуемых, находящихся в запасе и др.).
На заключительном этапе проверки осуществляется количественная
оценка влияния выявленных нарушений на показатели бухгалтерской
отчетности, которая оформляется в соответствующем рабочем документе.
Анализ аудиторской практики свидетельствует, что типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с основными средствами, являются следующие:
- несвоевременное оприходование объектов основных средств,
- неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших
объектов основных средств;
- начисление износа по полностью самортизированным объектам;
- некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.);
- неоприходование материатьных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств:
- неправильное исчисление налогооблагаемой прибыли при реализации объектов основных средств.