Вопросы к лекции 4

Развитие ребенка - это комплексный процесс изменений, включающий рост и физическое развитие всех органов и сис­тем организма, в том числе мозга, развитие познавательных функций - внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, а также психическое (лич­ностное) развитие и социокультурное развитие. Ни одно из этих направлений развития не идет отдельно, самостоятельно, вне связи с другими компонентами.

Развитие ребенка идет постепенно, последовательно и гетерохронно, т.е. темпы развития различных органов и систем, различных познавательных функ-ций, лич­ностных качеств различны. На развитие ребенка оказывает влияние весь комп­лекс биологических (в том числе наследственных) и социальных факторов. До сих пор ученые и практики спорят, выясняя, насколько сильно и каким образом сказывается на школьных успехах и школьных неудачах ребенка влияние на­следственности. Например, одни исследователи считают, что влияние биологи­ческих факторов на развитие интеллекта больше 70% (т.е. фактически предоп­ределена успешность обучения), а другие считают, что биологически заданы лишь 25% от общего развития интеллектуальных способностей. Еще в середине XIX века английский исследователь Ф. Гальтон оценил интеллект родственников разных людей, и оказалось, что родственники тех людей, которые обладали вы­дающимися способностями, нередко тоже имели высокие способности, однако совсем нередко у людей с выдающимися способностями были вполне заурядные дети и внуки. Замечательный российский генетик В.П. Эфроимсон, используя био­графические материалы, данные истории, психологии, медицины, провел уже в конце XX века систематическое исследование жизни гениев человечества, дока­зав, что гениями и рождаются, и становятся. Именно В.П. Эфроимсон писал, что «лишь тысячная доля потенциальных гениев достигает уровня развивающего ге­ния интеллекта»[2], потому что неблагоприятные условия жизни ребенка, его вос­питания и обучения способны помешать ему реализоваться. В.П. Эфроимсон утверждает и доказывает, что условия обучения и воспитания имеют решающее значение в развитии и самореализации человека и важнейший период - это детство. Именно поэтому очень важно организовать процесс обучения так, что­бы он помогал, способствовал, а не мешал, не тормозил развитие.

Существует не один десяток теорий физического и психического развития ре­бенка, но одну из ключевых проблем теории развития - соотношение и связь раз­вития с обучением и воспитанием - вряд ли можно считать окончательно решенной. Есть две крайние точки зрения. Согласно одной - развитие ребенка идет независи­мо от воспитания и обучения, согласно другой - это результат воспитания и обуче­ния, т.е. развитие идет только под воздействием воспитания и обучения. Однако истина, по-видимому, где-то посередине. Ребенок - не пассивный участник процес­са обучения, он не глина, из которой можно вылепить все, что хочется воспитателю или учителю, он - активный участник этого процесса, а обучение и воспитание достигают результата при умелом направлении деятельности ребенка, т.е. процесс обучения является условием нормального развития ребенка. Решение этих вопро­сов представляет не только и не столько теоретический интерес, но имеет большое практическое значение для воспитателей и педагогов, работающих с ребенком на разных этапах развития. Оно позволяет понять, чему, когда и как можно и нужно учить детей, как выстроить учебный процесс, чтобы на каж­дом возрастном этапе развития он был наиболее эффективным.

Мы уже говорили о том, что детство - это период активного физического, психического и социального развития ребенка, и оно условно делится на не­сколько этапов развития. Существуют разные варианты возрастной периоди­зации.

В психофизиологии основными критериями периодизации служат морфо­логические и функциональные изменения, происходящие в организме. На этой основе выделены следующие этапы:

1. Новорожденность - первые 1 0 дней от рождения.

2. Младенчество (грудной возраст) - первый год жизни.

3. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

4. Первое детство (дошкольный возраст) - от 3 до 6-7 лет.

5. Второе детство (младший школьный возраст) - от 7 до 10-11 лет.

6. Подростковый возраст - от 1 1 - 1 2 до 15-16 лет.

7. Юношеский возраст - с 15 - 1 6 до 18 лет.

Эти этапы развития ребенка во многом совпадают с разделением ступе­ней, или этапов, воспитания и обучения. Это не случайное совпадение. Еще Л.С. Выготский заметил: «Так как процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а само разделение воспитания на ступени опирает­ся на огромный практический опыт, то естественно, что расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истинному расчленению детства на отдельные периоды»[3].

В психологии существует периодизация, в основу которой положено пред­ставление о том, что «каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение характеризует смену возрастных пе­риодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соот­ветствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка» (В.В. Давыдов). Общая схема ведущих деятельностей была предложена Л.С. Выготским и разрабо­тана российским психологом Д.Б. Элькониным. В.В. Давыдов предложил свою схему периодизации:

1.Непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми при­суще младенцу с первых недель его жизни и до года. Благодаря такому обще­нию у младенца формируются потребность в общении с другими людьми, пси­хическая общность с ними, эмоциональное отношение к ним.

2.Предметно-манипуляторная деятельность характерна для ребенка от 1 года до 3 лет его жизни. Осуществляя эту деятельность (перво­начально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами; у него возникают речь, смысло­вое обозначение вещей, обобщенное мышление. Центральным новообразо­ванием этого возраста является возникновение у ребенка сознания, выступа­ющего для других в виде собственного детского «я».

3.Игровая деятельность наиболее характерна для ребенка от 3 до 6 лет. В процессе ее осуществления у него развиваются воображение и сим­волическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выделению в них моментов соподчинения и управле­ния, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориен­тация в них.

4.Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее основе у младших школьников возникают теоретическое сознание и мышле­ние, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мыс­ленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

5.Общественно полезная деятельность, присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие ее виды, как трудовая, учебная, обществен­но-организационная, спортивная и художественная. В процессе выполнения этих видов общественно полезной деятельности у подростков возникают стрем­ление участвовать в любой общественно необходимой работе, умение стро­ить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимо­отношений, рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возмож­ности своего «я», т.е. самосознание.

6.Учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклас­сники и учащиеся ПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря ей у них развиваются потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить свои жизненные пла­ны, идейно-нравственные и гражданские качества личности и устойчивое миро­воззрение; в этом возрасте юноши и девушки приобретают первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий.

В процессе психического развития те или иные типы воспроизводящей деятельности становятся психологическими механизмами различных видов про­дуктивной деятельности.

Изменение видов ведущей деятельности требует от педагога разных ва­риантов работы с ребенком в процессе обучения. В дошкольном возрасте процесс обучения будет наиболее эффективен в форме игры, а в начальной школе игра может оставаться лишь элементом учебной деятельности.

В то же время следует понимать, что все исследования по изучению морфо- функционального и психического развития детей ведутся в естественных усло­виях развития, и нельзя исключить, что существенное изменение ступеней обра­зования может изменить и разделение этапов возрастной периодизации. Так фактически произошло с границами дошкольного возраста, которые (в связи с началом обучения в школе с 6 лет) сократили границы дошкольного возраста на год, но это сдвинуло вниз и границы младшего школьного возраста.

Рассматривая этапы развития ребенка, нельзя не учитывать значительный индивидуальный разброс и в морфофункциональном, и в психическом, и в со­циальном развитии. Паспортный возраст ребенка далеко не всегда совпадает с биологическим и с психологическим. А задача обучения - не догнать или обогнать развитие, а быть адекватным развитию. Для этого педагог должен хорошо знать не только особенности развития детей на каждом возрастном этапе, но и уметь видеть и учитывать индивидуальные различия.

Мы считаем, что особенности развития познавательных функций и органи- зациюучебного процесса необходимо рассматривать с 5-6-летнего возраста. Многие дети сейчас идут в первый класс в 6-6,5 года, а значительная часть детей 5-6 лет теперь проходит этап так называемой «подготовки к школе». Как правило, структура этих занятий, формы и методы работы, тактика обще­ния и даже разделение занятий «по предметам» (обучение чтению, обучение письму, обучение счету, иностранный язык и т.п.) мало отличаются от учебных занятий младших школьников. Есть родители и педагоги, которые готовы начи­нать обучение чтению, письму, счету еще раньше - в 3-4 года, однако к столь раннему формированию учебных навыков ребенок функционально не готов, у него может сформироваться физиологически неадекватный механизм и пись­ма, и чтения, очень напряженный и некачественный. Однако это не означает, что с ребенком не стоит заниматься, не стоит его обучать. Вопрос в том, чему и как обучать. Л.С. Выготский писал: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучить ребенка возможно только тому, чему он уже спосо­бен обучаться. ...Обучение должно ориентироваться на уже пройденные циклы развития, на свой низкий порог; однако оно опирается не столько на уже созревшие, сколько на созреваю­щие функции... Возможности обучения определяются зоной его ближайшего развития»[4]. Мы хотели бы подчеркнуть эту мысль Л.С. Вы­готского, т.к. нередко его тезис «обучение ведет за собой развитие» понимает­ся буквально, без учета особенностей развития. Напомним еще одну мысль Л.С. Выготского: «Вопрос о созревших функциях остается в силе. Мы всегда должны определить низший порог обучения. Но этим дело не исчерпывается: мы должны уметь определить и высший порог обучения. Только в пределах между обоими этими порогами обучение может оказаться плодотворным... обучать ребенка тому, чему он не способен обучаться, так же бесплодно, как обучать его тому, что он уже умеет делать самостоятельно».

Если представить, какую нагрузку испытывает еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат дошкольника в ситуациях, когда необходимо долго удерживать неподвижную позу, становится ясно, почему ребенок так непоседлив и почему долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п.

Не закончены в этом возрасте рост и формирование костей скелета, грудной клетки, которые еще и поэтому легко поддаются деформации при неправильном положении тела. Нельзя проходить мимо ребенка, который облокачивается о край стола при чтении, письме, рисовании: неправильная посадка быстро приво­дит к серьезным изменениям, которые нарушают рост и развитие.

Дошкольники успешно овладевают бегом, прыжками, катанием на конь­ках, ходьбой на лыжах. Движения становятся более скоординированными, ловкими, детям уже доступны сложные циклические и точностные двигатель­ные действия. Это, однако, не означает, что они так же успешно будут выпол­нять и «мелкие», тонко координированные движения пальцами рук: у ребен­ка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме жало­бы: «Болит рука», «Рука устала».

Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясня­ются недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению; причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца. По­этому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллель­ных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче пи­сать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем писать в узкой строке.

Фактически в этом возрасте ребенку уже доступны любые графические движения, любые штрихи и линии, однако совершенство в развитии движе­ний не всегда сочетается со столь же хорошим развитием зрительно-мотор- ных координации (той функцией, которую в быту часто называют «взаимо­действие глаз - рука»). Баланс взаимодействия двигательной и зрительной системы складывается как в ходе возрастного развития, так и при освоении определенных видов деятельности.

Движения, достаточная двигательная активность необходимы дошкольни­ку не только для нормального развития, здоровья, но и для формирования его личности. Высокая потребность в двигательной активности компенсирует вы­нужденную статичную позу при долгом сидении за рабочим столом, у телеви­зора. В то же время ребенок шести лет еще не способен на длительное физи­ческое напряжение, несмотря на то что, увлекшись игрой, он может проявить силу и выносливость, превышающую его обычный уровень.

К 5-6 годам происходят существенные изменения в развитии мозга де­тей, совершенствуются процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. Рассматривая особенности развития мозга дошкольника, американский пси­холог и врач Глен Донан замечает: «Природа создала самое чудесное изоб­ретение - человеческий мозг - таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой... а разме­ры этого накопительства мы себе едва представляем». Однако способность ребенка 5-6 лет воспринимать и перерабатывать информацию, осуществ­лять познавательную деятельность все же имеет ограничения, связанные со степенью сформированности комплекса познавательных функций, и прежде всего внимания и восприятия.

Для шестилетнего ребенка чрезвычайно важна сформированность основ­ных анализаторных систем, и прежде всего зрительной системы.

Включение слов в процесс восприятия пространственных форм, соотноше­ний облегчает процесс опознания, сличения, выделения. Именно в этот период дети осваивают основные пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6 лет они почти не допускают ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, как «верх - низ», «правое - левое», «над - под»... При этом выработка различения зритель­ных изображений и формирование эталонов у детей 6 лет по сравнению с младшими дошкольниками происходят значительно быстрее, что позволяет им безошибочно ориентироваться в предъявленном наборе стимулов.

Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идут накопление словарного запаса (в 6-7 лет запас слов ребенка - от 3 до 7 тысяч), совершенствование грамматического строя речи, усвоение морфологической системы языка. В речи ребенка посте­пенно сокращается число простых предложений, но значительно увеличивает­ся количество обобщающих слов и сложных, в том числе сложноподчиненных, предложений, свидетельствующих о развитии словесно-логического мышления.

При правильном воспитании и отсутствии органических нарушений к 6 го­дам дети должны четко произносить все звуки, правильно строить предложения, уметь с выражением прочитать стихотворение, рассказать сказку, описать кар­тинку или серию картинок, связать начало, продолжение и конец рассказа, сказки. Развитие голосового аппарата и артикуляционных мышц дает для этого все возможности.

Основной формой речевого общения 6-летних детей является диалог. До­школьник активно общается не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Наряду с функцией общения в 6-летнем возрасте речь выполняет и очень специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая «внут­ренняя речь». Ребенок учится словами планировать свое действие («Сейчася сделаю это и это...»), словами оценивать его («Так... ой, не получилось»), вно­сить коррективы («Нужно вот так... нет, лучше так...»)ц т.п. Появление внутрен­ней речи изменяет структуру деятельности ребенка, организует ее.

Формирование новых навыков в 5-6 лет тесно связано с развитием вни­мания. Именно возрастные особенности организации внимания создают ог­раничения при занятиях с детьми 5-6 лет.

К шести годам непроизвольное внимание становится не только более ус­тойчивым, шире по объему, но и более эффективным. Мы можем заметить это при формировании какого-либо сложного произвольного действия.

Одна из самых острых проблем работы с детьми 6 лет - трудность кон­центрации внимания. Они, конечно, уже могут по словесной инструкции на­правлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию опреде­ленной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, а также способ­ность к его распределению еще очень низки. Лишь к 9- 1 0 годам произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. А в 6 лет ребенок еще легко реагирует на посто­ронние раздражители и быстро отвлекается. Именно поэтому такое большое значение имеет для него показ яркой картинки, слайда, которые запомина­ются гораздо легче, надежнее, чем просто рассказ.

Замечаниями и окриками отвлекаемость не одолеть, а самый эффективный вариант - создать интересную, привлекательную ситуацию. В этом возрасте внимание поддерживается интересом; длительно сохранять и удерживать вни­мание к деятельности, лишенной непосредственного интереса, дети этого воз­раста не могут.


Важным показателем развития ребенка является память. Процессы памя­ти включают кодирование информации, для которого нужна кратковремен­ная память, когда информация хранится недолго и удерживается только бла­годаря повторению. Из кратковременной памяти коды поступают в долго­временную и там сохраняются.

Мы рассказали не обо всех сторонах развития ребенка, которые необхо­димо учитывать, организуя учебный процесс, но все вышесказанное позволя­ет сформулировать ряд условий эффективной организации учебных занятий с детьми этого возраста:

• ребенок должен четко представлять себе цель занятия и его результат;

• любое задание необходимо объяснить и показать;

• объяснение должно быть четким (немногословным), понятным (ни одного непонятного слова), лучше одноступенчатым;

• любое задание должно быть рассчитано не больше чем на 5 - 1 0 минут;

• задание должно быть интересным;

• в любой работе ребенку необходимы поддержка, подбадривание, а в случае неудачи - помощь;

• оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо и как исправить то, что неправильно;

• в случае неудачи необходимо найти ее причину.

Мы не рассматриваем сейчас особенностей развития личности ребенка, а выделяем лишь психофизиологические особенности[5], хотя это взаимосвя­занные процессы и их необходимо учитывать при организации учебной дея­тельности.

Следующий этап возрастного развития, требующий особого внимания пе­дагога, - начало полового созревания (1 1 - 1 2 лет у девочек и 12-13 лету мальчиков). К подростковому возрасту совершенствуются процессы организа­ции деятельности, восприятия, памяти, внимания, мышления. К 10 годам разви­тие достигает такого уровня, который позволяет активно накапливать знания, приводит к росту сознания, интуиции, формированию собственных суждений. Мышление подростков уже имеет элементы формально-операционального мышления, непосредственно не связанного с конкретными действиями. К под­ростковому возрасту полностью сформированы речь и речевая регуляция дея­тельности. Подростки умеют эффективно воспринимать, запоминать и исполь­зовать информацию. Однако на начальных стадиях полового созревания рез­кий гормональный скачок вызывает ряд изменений, связанных со значительным функциональным и эмоциональным напряжением, затрудняющим процесс обу­чения.

В этот период отмечены «регрессивные» изменения в структурно-функцио- нальной организации мозга, определяющие неустойчивость функциональных состояний, большее функциональное напряжение даже при привычной дея­тельности, более быстрое и резкое наступление утомления, а также снижение адаптивных возможностей организма. Регрессивные отклонения отмечены и в организации произвольного внимания, задаваемого словесной инструкцией (а именно эта форма работы превалирует в процессе учебных занятий).

При работе с подростками необходимо учитывать:

• снижение внимания, восприятия, памяти;

• трудности восприятия словесных инструкций;

• быстрое истощение и утомление в процессе деятельности;

• функциональную и эмоциональную неустойчивость;

• снижение адаптивных возможностей.

Эти физиологические проблемы подросткового возраста осложняются такими психологическими особенностями, как возрастающая потребность в выводах, оценках, неадекватная самооценка, потребность в признании, ост­рое переживание любых неудач.

Несоответствие внутренних (биологических) и социально-психологических факторов развития подростков требует от педагога особого внимания не только к организации учебного процесса, но и к характеру взаимодействия с подростками, тактике общения.

1. Как вы понимаете формулировку «Развитие ребенка - сложный про­цесс»? Какие факторы влияют на развитие?

2. Как взаимосвязаны между собой процессы возрастного развития и обучения?

3. Охарактеризуйте основные этапы психофизиологического и психоло­гического развития ребенка. Выделите сходство и различия.

4. Какие психофизиологические особенности следует учитывать при орга­низации учебного процесса с детьми 5-6 лет, с подростками? Как вы это осуществляете на практике?