Внутренние недостатки, присущие страхованию
Страхованию как методу управления риском присущи недостатки, которые невозможно устранить даже при использовании лучшего менеджмента, а также при наличии более полной информации об объекте страхования и рисков, с ним связанных, и большого опыта в заключении страховых договоров. К таким «органическим» недостаткам страхования можно было бы отнести следующие:
• вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика;
• издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей;
• внутренние риски страховщика;
• временной фактор.
Вынужденное финансирование объясняется тем, что страховые компании создаются для извлечения прибыли и несут определенные издержки при осуществлении своей деятельности. Разумеется, расходы на ведение дела и прибыль страховщика финансируются из общего объема страховой премии, уплачиваемой страхователями. Кроме того, определенная часть страховых резервов, формируемых из уплаченной премии, также непосредственно не расходуется на выплаты страховых возмещений.
Одной из основных функций страхования является перераспределение рисков среди страхователей в пространстве и времени, что также вызывает определенные издержки. При принятие конкретного риска страховщик использует индивидуальный подход к определению страхового тарифа. Однако далеко не все особенности деятельности конкретного предприятия могут быть учтены при заключении страхового договора.
Тем не менее, разница в определении страхового тарифа различных предприятий не будет столь значительной, учитывая историю прошлых убытков. Таким образом, получается, что при страховании более благополучные предприятия финансируют убытки менее благополучных. В условиях рыночной экономики данное обстоятельство представляется весьма нежелательным.
Парадоксально, но деятельность и имущество самих страховых компаний так же подвержены риску, как и деятельность страхуемых ими предприятий. Финансовая деятельность страховщиков по размещению своих фондов и резервов порождает финансовые и коммерческие риски, такие, как риск невозврата вложений, инвестиционные риски, риски снижения доходности и др.
Данные обстоятельства указывают на то, что, страхуя свои риски, предприятие взамен приобретает другие, которые можно было бы назвать внутренними рисками страховщика. Они существенно меньше, чем риски конкретных страхователей. Но это справедливо только для крупных и устойчивых страховых компаний. Поэтому с точки зрения страхователя достичь минимального уровня подобных рисков можно только посредством тщательного выбора страхового партнера. Страхователь должен удостовериться в том, что страховщик удовлетворяет критериям финансовой устойчивости и платежеспособности, имеет большой объем страховых и перестраховочных операций, а его активы обладают высокой степенью ликвидности. При соблюдении этих условий внутренние риски будут достаточно малы.
Под временным фактором в данном случае понимается задержка во времени между наступлением страхового случая и выплатой страхового возмещения. Хотя в договоре страхования устанавливается предельный срок для выплаты страхового возмещения (обычно 3—30 дней), однако имеются различные оговорки, обуславливающие возможность продления этого срока. В общем, может пройти довольно значительное время между заявлением страхователя и выплатой страхового возмещения, что вызвано Длительным рассмотрением заявления, возникновением споров и судебных разбирательств.
Очевидно, что временной фактор негативно сказывается на финансовом состоянии страхователя, приводя к задержке начала работ по восстановлению производства, потере прибыли, потере рынков сбыта и другим убыткам.
Подводя итоги рассмотрению внутренних недостатков, присущих страхованию, можно отметить, что все они приводят к прямым или косвенным убыткам страхователя, которые трудно оценить и предусмотреть. Тем не менее, эти обстоятельства следует иметь в виду при планировании управления риском посредством страхования.