Прочие элементы метода бухгалтерского учета.

Инвентаризация

Инвентаризация- проверка фактического наличия имущества хозяйства в натуре. Причины проведения инвентаризации различны:

-ошибки при отпуске и приеме ценностей;

-неисправности оргтехники;

-наличие процессов, не фиксируемых первичными документами (усушка, утруска, распыл);

-хищения и злоупотребления;

-контроль действия материально ответственных лиц.

Все проводимые в организациях инвентаризации делятся по ряду признаков.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком, например, перед составлением годового отчета, а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.).

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем организации за исключением случаев, предусмотренных "Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" и "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

перед составлением годового отчета;

при смене материально ответственных лиц;

при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей;

в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.;

при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

По окончании инвентаризации составляют акт.

Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников.

Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости продукции (работ, услуг)

Система счётов – это способ экономической группировки объектов наблюдения и отражения на них информации о фактах хозяйственной жизни. Счёт представляет собой локальную систему (в виде таблицы двухсторонней формы)

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта. Каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах бухгалтерского учёта в равных суммах: по дебету одного счёта и по кредиту другого.

Бухгалтерская отчётность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам.