Задачи бухгалтерского учета.
Значение в системе управления
В странах с рыночной экономикой различают финансовый (бухгалтерский) и управленческий учёт.
Финансовый учёт – сплошное, непрерывное отражение фактов хозяйственной жизни и хозяйственных средств.
Основные функции – сбор, регистрация и систематизация информации.
Финансовый учёт:
- Ориентирован на внешних пользователей информацией.
- Фиксирует уже свершившиеся факты.
- Формирует для пользователей понятную отчётность (месячную, квартальную, годовую).
- Жёстко законодательно регламентирован.
Управленческий учёт:
- Показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации,
- формируются, анализируются. и прогнозируются.
- Решает внутренние задачи.
- Регламентируется только самим предприятием.
- Оперирует любыми показателями за любой период, таким образом, служит для определения ценовой политики и оптимизации деятельности компании (коммерческая тайна).
Глава 2 Задачи, принципы, предмет, метод бухгалтерского учёта.
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, используемой внутренними и внешними пользователями бухгалтерской информацией.
2. Обеспечение информации, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в соответствии с нормами, нормативами, сметами.
3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
2.2 Пользователи бухгалтерской информации:
Внутренние: | Внешние: |
администрация, персонал, служащие (имеют доступ ко всей необходимой информации) | пользователи с прямым финансовым интересом (инвесторы, кредиторы, кредитующие банки, поставщики производственных запасов и ОС) |
пользователи с косвенным финансовым интересом (налоговые органы, обслуживающие банки, правительственные учреждения, страховые компании | |
пользователи без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы). |
2.3 Основные принципы бухгалтерского учёта.
1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах ,рабочего плана счетов ,составляемого на основе Плана счетов, утвержденных Министерством Финансов Российской Федерации,
2. Учёт объектов осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учётные документы, составленные на других языках, должны иметь подстрочный перевод.
3. Текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляется отдельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.
4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании по типовым формам.
5. Для систематизации информации, содержащейся в учётных документах, используются учётные регистры, формы разрабатываются Министерством Финансов. Их содержание является коммерческой тайной.
6. Оценка имущества, приобретённого за плату, осуществляется путём суммирования фактических производственных на его покупку; имущества, полученного безвозмездно – по рыночной стоимости ,имущества, произведенного самой организацией – по стоимости изготовления.
7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств.
8. Для ведения бухгалтерского учёта в организации формируется учётная политика в соответствии с установленными допусками и требованиями.
2.4 Предмет бухгалтерского учёта.
Предметом бухгалтерского учёта является производственно-хозяйственная и финансовая деятельность экономического субъекта, оценённая в денежном выражении. Содержание предмета бухгалтерского учёта раскрывается в экономической сущности учитываемых
объектов:
Объекты, обеспечивающие производственно- хозяйственную деятельность: | Объекты, составляющие производственно- хозяйственную и финансовую деятельность: |
Экономические ресурсы (хозяйственные средства), источники их образования | Финансовые и хозяйственные процессы и их элементы (факты хозяйственной жизни), финансовые результаты |
Объекты бухгалтерского учета (Статья 5 Закона N 402-ФЗ)