Сертификация товаров и услуг
Сертификация в управлении качеством
Сертификация (С) – это процедура, удостоверяющая качество продукции.
Современное понятие Сбыло предложено специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 г. в следующей формулировке: «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие (услуга) соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».
Обычно, в практике производства участвуют две стороны: производитель товара и потребитель. Продавец – это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая может быть тоже сертифицирована, но к качеству продукции это отношения не имеет.
С – это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции – товара или услуги.
В международной торговле каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их С в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими государствами. Очень важны в настоящее время международные соглашения о взаимном признании сертификатов разными странами и международный арбитраж в этой области. Их основу образует система международных стандартов.
Сертификат – это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, которые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям.
Симеет три следующих уровня:
1) С отдельно взятой продукции.
2) С производственного технологического процесса.
3) С производственной системы качества (высший уровень С).
Может сертифицироваться отдельная продукция или изделия собранные из отдельных узлов и деталей, при этом сборочное изделие может получить сертификат, если имеются сертификаты на все изготовленные и покупные комплектующие сборочные единицы.
Законодательством предусмотрена обязательная и добровольная С.
Обязательная С – процедура, необходимость проведения которой закреплена в законодательных актах.
Продукция, подлежащая обязательной С, должна соответствовать требованиям нормативных документов по обеспечению:
Å безопасности жизни, здоровья и имущества потребителя;
Å охраны окружающей природной среды;
Å технической и информационной совместимости;
Å взаимозаменяемости.
Существуют системы обязательной С: авиационной, космической техники; продукции и услуг в области пожарной безопасности; на железнодорожном транспорте; услуг общественного питания и др.
Размещение рекламы и реализация продукции, подлежащей обязательной С, без получения положительного отзыва органов по С в РФ запрещена.
Добровольная С производится по инициативе заявителя (изготовителя, продавца) на условиях договора, заключенного с органом по С. В данном случае требования, соответствовать которым должна сертифицируемая продукция, может установить сам заявитель.
Процедура С используется для:
Ø предотвращения проникновения на рынок некачественной продукции;
Ø защиты потребителя от некачественной продукции;
Ø повышения конкурентоспособности реализуемой продукции.
При положительном заключении органов по С, заявителю выдается сертификат соответствия, который действителен в течение определенного срока, зависящего от вида продукции (не более трех лет). Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, ограничивается сроком ее годности.