Выбор структуры.
Взаимоотношения между линейными и аппаратными полномочиями.
Линейные полномочия –полномочия, которые передаются от начальника к подчинённому и далее к другим подчиненным.
Полномочия делегируются не по индивиду а по должности. Делегировать ответственность нельзя только вместе с полномочиями!!!!
Построение организационных структур.
Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Имеется два аспекта организационного процесса:
· Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям
· Взаимоотношениях полномочий, которые связывают высшего руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Делегирование!!! – передача задач и полномочий лицу, которая принимает на себя ответственность за их выполнения.
Ответственность!!! – обязательства, выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительные разрешения.
Полномочия!!! – ограниченное право, использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнения определенных задач.
Полномочия:
1. Линейные
2. Аппаратные (штабные)
Руководители обладающие линейными полномочиями имеет право принимать определённые решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, в тех пределах, в которых установлена организация.
Делегирование линейных полномочий создаёт иерархию уровня организации. Процесс создания иерархии называется - скалярным процессом.
Аппаратные полномочия – те, которые помогают выполнять линейные полномочия.
Разновидности аппаратных полномочий:
1. Рекомендательные
2. Обязательного согласования
3. Параллельные – дано право отклонять решения линейного руководства. Целью является установления системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок
4. Функциональные. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие то действия в рамках своей компетенции. На схеме организационной структуре функциональные полномочия обозначаются пунктирной линией.
5. Линейные полномочия внутри аппарата.
Линейная деятельность это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием финансированием и сбытом товаров или услуг производимых организации. Все остальные службы способствуют выполнению линейной деятельности.
Этапы организационного проектирования:
1.Осуществить деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Решить какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие штабными.
2.Установить соотношения полномочий различных должностей
3.Определить должностные обязанности и поручить их выполнения конкретным лицам.
Типы организационные структур:
1. Бюрократические они же Иерархические.
2. Адаптические или Гибкие
К Бюрократическим относятся: линейная структура, функциональная структура, линейно функциональная структура, линейно штабная структура, дивизиональная структура.
Дивизиональная бывает: продуктивной; ориентированная на потребителя региональная.
К Адаптивным структурам относятся: проектная, матричная.