Выбор структуры.

Взаимоотношения между линейными и аппаратными полномочиями.

Линейные полномочия –полномочия, которые передаются от начальника к подчинённому и далее к другим подчиненным.

Полномочия делегируются не по индивиду а по должности. Делегировать ответственность нельзя только вместе с полномочиями!!!!

Построение организационных структур.

Организация – это процесс создания структуры предприятия, которая даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Имеется два аспекта организационного процесса:

· Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям

· Взаимоотношениях полномочий, которые связывают высшего руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Делегирование!!! – передача задач и полномочий лицу, которая принимает на себя ответственность за их выполнения.

Ответственность!!! – обязательства, выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительные разрешения.

Полномочия!!! – ограниченное право, использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнения определенных задач.

Полномочия:

1. Линейные

2. Аппаратные (штабные)

Руководители обладающие линейными полномочиями имеет право принимать определённые решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, в тех пределах, в которых установлена организация.

Делегирование линейных полномочий создаёт иерархию уровня организации. Процесс создания иерархии называется - скалярным процессом.

Аппаратные полномочия – те, которые помогают выполнять линейные полномочия.

 

Разновидности аппаратных полномочий:

1. Рекомендательные

2. Обязательного согласования

3. Параллельные – дано право отклонять решения линейного руководства. Целью является установления системы контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок

4. Функциональные. Аппарат, обладающий функциональными полномочиями, может как предложить, так и запретить какие то действия в рамках своей компетенции. На схеме организационной структуре функциональные полномочия обозначаются пунктирной линией.

5. Линейные полномочия внутри аппарата.

Линейная деятельность это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием финансированием и сбытом товаров или услуг производимых организации. Все остальные службы способствуют выполнению линейной деятельности.

 

Этапы организационного проектирования:

1.Осуществить деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Решить какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие штабными.

2.Установить соотношения полномочий различных должностей

3.Определить должностные обязанности и поручить их выполнения конкретным лицам.

Типы организационные структур:

1. Бюрократические они же Иерархические.

2. Адаптические или Гибкие

К Бюрократическим относятся: линейная структура, функциональная структура, линейно функциональная структура, линейно штабная структура, дивизиональная структура.

Дивизиональная бывает: продуктивной; ориентированная на потребителя региональная.

К Адаптивным структурам относятся: проектная, матричная.