Особенности общественного разделения труда в первобытном обществе.

На стадии низшего типа присваивающего хозяйства разделение труда не было столь серьёзным. При господстве самых примитивных видов хозяйственной деятельности трудные условия жизни вынуждали как мужчин, так и женщин активно работать в поисках пищи. Конечно, женщины, привязанные к детям и домашнему хозяйству, имели меньше возможностей принимать участие в охоте, но они наравне с мужчинами занимались собирательством. Разделение труда появилось уже позже, во время продвинутого присваивающего хозяйства и перехода к производящему хозяйству. Тогда мужчины занимались охотой и земледелием, а женщины уже в основном занимались домашним хозяйством и следили за детьми.

Первоначальные виды разделения труда.

Значение. Разделение труда – основа периодизации.

Раннепервобытная родовая община. Присваивающее хоз-во. Прибавочного продукта мало или нет вовсе. Общая собственность. Уравнительное рапределение. Каждый член общины имеет право на равную с другими долю продукта независимо от того, участвовал он в его производстве, или нет.

Позднепервобытная родовая община. Производящее или высокоспециализированное присваивающее хоз-во. Относительно регулярный прибавочный продукт. Наряду с обще собственностью – личная (не частная!). Наряду с уравнительным распределением – трудовое (кто не работает, тот не ест).

Соседская община (протокрестьянская, эпоха классообразования). Эпоха разложения ПО. Рост избыточного продукта и превращение его в прибавочный. Первая эксплуатация. Примат личной собственности над общей. Примат трудового распределения над уравнительным. Зарождение классов.

Этапы крупного общественного разделения труда. Значение. Разделение труда – основа периодизации. Каждый раз – в результате роста производительности труда. Процесс универсален. Идет в эпоху металла.

Первый этап. Выделение скотоводов из общей массы земледельцев. Номады и пастухи.

Второй этап. Выделение ремесел в ходе неолитической революции.

 

34.Первобытная экономика феномен _престижной экономики_ (дарение, обмен, ритуальные торжества, пр…

Главный закон престижной экономики выражен формулой: «давать – брать – возвращать». То есть люди разных племен обменивались разными дарами, а выигрывал в обмене тот, кто давал больше: в результате обмена он получал особый сакральный престиж. Престиж играл очень важную роль в функционировании власти, с ним было в частности связано высшее положение вождей. Благодаря этому укреплялись связи между племенами, образовывались союзы. Различные объекты циркулировали в системе престижной экономики в форме даров. Престижная экономика была в сущности системой престижного дарообмена.

Дарообмен представлял собой переход объектов из собственности в собственность. Дар должен быть возмещён более или менее равноценным отдаром. А возможно всё это стало благодаря появлению у племен избыточного продукта. Кстати, с появлением престижной экономику у людей появились примитивные деньги: раковины, ожерелья, кабаньи клыки, собачьи зубы. Это не были деньги в сегодняшнем понятии, на них нельзя было купить пищу, одежду, но они имели целевое значение – плата за невесту, выплата символической дани.

И раннее производящее, и высокоспециализированное присваивающее хозяйство требовали тесной кооперации трудовых усилий. Первоначальное земледелие и скотоводство нередко были менее продуктивны, чем присваивающее хозяйство, а успех охоты или рыболовства не мог быть предсказан с уверенностью. Все это способствовало более или менее широкому сохранению коллективной собственности и уравнительного распределения.

Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю.

Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Рост избыточного продукта, упрочнение личной собственности и замещение уравнительного распределения трудовым повели к развитию особого вида социально-экономических отношений, получивших название престижной экономики. Она проявлялась главным образом в обмене дарами, или дарообмене, существуя преимущественно пока только в системе получения избыточного продукта. Дарообмен существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами. С помощью дарообмена упрочивались брачные и другие социальные связи, укреплялись мирные отношения. Она стимулировала внутриобщинную и межобщинную взаимопомощь, продолжала начатки общественного и имущественного расслоения.