Брак и семья по данным этнологии.

Несмотря на то, что первичная семья не имела экономичской базы и была довольно слаба и аморфна, уже на ранних этапах ее существования прослеживается разделение труда. Муж охотник и его жена собирательница. Воспитание детей – также общее дело. Но все же муж и жена скорее поделятся едой со своими предками и сородичами, чем друг с другом. Наследование – также сородичам, а не второй половине. Постепенно парная семья стала противопоставлять себя родовой общине, в результате чего победила и превратилась в семью моногамную.

Брак– это явление, санкционирующее обществом социальные и экономические взаимоотношения между полами. Неженатая молодежь в первобытном обществе не имеет общественного статуса и важнейших социальных прав. И только вступление в брак делает юношу полноправным членом общины, имеющим право голоса. Брак – обряд инициации. Определенные права получала и девушка, вышедшая замуж. Однако, полноценным членом общества она становилась только после рождения у неё детей.

 

Одной из главных функций семьи являлось разделение труда между её членами. В ходе антропогенеза и развития человеческого общества, разделение труда углублялось и совершенствовалось. И если изначально разделение труда было в рамках общины, то постепенно оно стало всё более ограничиваться семейными рамками.

Семья выполняла и другие задачи. Прежде всего, биологическую – по воспроизводству потомства.

Следующая функция семьи – экономическая: добывание пищи и её потребление.

 

С возникновением института частной собственности семья стала основной ячейкой общества в целом. Она владела землёй и иным имуществом. И последняя функция – социальная. Она заключается в том, что в семье ребенок учится языку, получает воспитание, формируется его мировоззрение.

 

Брак. Институт, регулирующий отношения между полами. Возник в связи с дуальной экзогамией (браки между членами двух родов), характерной для рода. Для предотвращения половых связей людей, не принадлежащих к кругу потенциальных мужей и жен – обычай избегания.

 

3 основы для семьи:

1) биологическая (размножение вида социально упорядоченно)

2) экономическая (пока ещё не «ячейка»)

3) социальная (социализация совместных детей).

Брак – юридическая санкция общества на создание семьи. На протяжении ранне- и позднепервобытной общин господствует парная семья.

 

    1. Вопрос о первичном браке: одни считают, что сперва был групповой брак (Морган и Энгельс), другие – что сразу был индивидуальный.
    2. Вопрос о локализации первичного брака: жили ли супруги вдвоем более-менее отдельно от общины (унилокальный), или же они жили группой, а «встречались» где-нибудь в лесу (дислокальный)? Из теории унилокальности первичного брака вырастает семья.

В раннепервобытной общине брачное поселение сначала было матрилокальным, затем – патрилокальным (в условиях бродячего мезолитического хоз-ва увеличилась роль мужчины-охотника, отсюда и патрилокальность). Иногда оно могло быть дуолокальным.

В позднепервобытной общине чаще встречалась матрилокальность. Матрилокальные общества более стабильны и имеют традиционную экономику, патрилокальные – престижную. Противоборство парной семьи и родовой общины.

В эпоху классообразования стал превалировать патриархат и, соотв., патрилокальность. Всяческое угнетение женщины. Покупной брак. Брак похищением. Ортокузенный брак. Ортокузенный брак – брак с двоюродной сестрой (брата отца)

c. Системы брака:

i. дуально-родовая (фратриальная) экзогамия. Фратрия – объединение неск.родов

ii. кросскузенный брак ( с двоюрод. сестрой) – брата матери!!; в позднепервобытной общине исчез и был заменен брачным выкупом, в связи с чем началось развтие свадебной обрядности.

iii. полигиния – многоженство

У некоторых племен ЮВ Австралии родственница жениха обязательно должна была выйти за родственника невесты. У племени аранда зять должен был всю свою жизнь (и до и после брака) отдавать своему тестю часть добычи, а сверх того все свои отрезанные волосы (материал ценный =) Одно из папуасских племен - папуас, желающий жениться, скручивает толстую сигару, положив между листьями табака прядь своих волос. Выкурив ее до половины, он передает сигару своей матери, а та несет ее будущей невестке. Если девушка принимает сигару и выкуривает ее до конца, предложение считается принятым. На Самоа перед бабой танцует мужик в облачении, на следующий вечер собираются семьями, если да – то выкуп, если нет – убегают. Родители в бешенстве. Знак прощения – белая циновка.