Фискальная политика и состояние государственного бюджета. Концептуальные подходы к бюджету.

Содержание и инструменты фискальной политики

Долгосрочная и краткосрочная макроэкономическая политики. Виды и цели краткосрочной политики.

Выделяют долгосрочную и краткосрочную макроэкономическую политику.

Долгосрочная макроэкономическая политика – это политика экономического роста. Ее цель – обеспечить долговременные условия для наибольшего экономического роста и экономического развития.

Виды долгосрочной макроэкономической политики:

1. Научно-техническая политика

- государство должно обеспечивать условия для научных исследований, финансировать научные проекты.

2. Индустриальная политика

- государство должно поддерживать отрасли, которые составляют будущее национальной экономики.

Краткосрочная макроэкономическая политика - это политика сглаживания экономических циклов (стимулирования или сдерживания экономического спроса). Ее цели:

1. Поддержка устойчивых темпов экономического роста

2. Обеспечение уровня занятости

3. Обеспечение стабильности цен

4. Внешнеэкономическая стабильность

Цели краткосрочной макроэкономической политики могут, как дополнять, так и противоречить друг другу.

Виды и инструменты краткосрочной макроэкономической политики:

1. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

- налоги

- государственные закупки

- трансферты

2. Денежно-кредитная политика

- учетная ставка процента

- норма обязательного резервирования

- операции на открытом рынке

3. Внешнеэкономическая политика

- импортные, экспортные пошлины

- валютный курс

4. Политика доходов

- замораживание заработной платы

-блокирование цен

 

 

Фискальная политика – это политика воздействия на состояние национального рынка посредством манипулирования государственным бюджетом.

Государственный бюджет – денежный фонд, который находится в распоряжении у государства и используется для финансирования тех функций, которые выполняет государство в экономике.

Государственный бюджет выступает в виде баланса государственных доходов и расходов.

1. доходы = расходы (бюджет сбалансирован, нулевое сальдо);

2. доходы < расходы (дефицит государственного бюджета, отрицательное сальдо);

3. доходы > расходы (профицит государственного бюджета, положительное сальдо).

Инструменты фискальной политики

1) налоги;

2) государственные закупки товаров и услуг;

3) трансферты.

Государственные закупки – часть государственных расходов, которые непосредственно включаются в величину совокупного спроса (AD). Государственные закупки автономны, они не зависят от величины национального дохода (как и трансферты), они зависят от государственных программ.

Графически рост государственных закупок сдвигает вверх кривую совокупного спроса на величину , в результате при прежнем уровне выпуска мы наблюдаем избыточный спрос, что ведет к росту выпуска (рисунок 23).

 

 

Государственные расходы (как любые автономные расходы) вызывают эффект мультипликатора.

Мультипликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.

 
Если происходит приращение общей суммы государственных расходов, то доход и выпуск продукции будут увеличиваться на сумму, которая в k раз превосходит увеличение государственных расходов:

ΔY = ΔG * kG,

где ΔY – равновесный ВНП;

ΔG – изменение государственных расходов;

kG – мультипликатор государственных расходов.

 
Основой мультипликатора служит предельная склонность к потреблению.

kG = 1 / (1-MPC) = 1 / MPS.

 

Увеличение государственных расходов – это рост совокупного спроса, следовательно, рост ВНП. Данный рост может сопровождаться дефицитом государственного бюджета.

Если государственные расходы снижаются, то это приведет к снижению ВНП на соответствующую величину.

 

Трансферты рассматриваются как отрицательные налоги. Их воздействие на экономику аналогично воздействию налогов, но с отрицательным знаком.

Налоги – принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег.

Основные функции налогов:

1) фискальная – сбор денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства;

2) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;

3) регулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.

 

Выделяют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – налоги на доходы от факторов производства и имущества. К ним относятся: личный подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на наследство, налог с владельцев транспортных средств и другие.

Косвенные налоги – налоги на товары, услуги и виды деятельности. К ним относятся: НДС, акцизный налог, таможенные пошлины.

В макроэкономике выделяют также автономные и подоходные налоги.

Автономные налоги не зависят от величины дохода – фиксированная сумма (земельный, дорожный и другие налоги).

Подоходные налоги – налоги, которые зависят от величины дохода.

Налоги классифицируются и по величине налоговых ставок.

Основные виды:

1) с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения;

2) пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм;

3) прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы;

4) регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.

 

Функция налогов имеет вид:

Т = Т' + tУ, где

Т' - автономные налоги;

t – средняя ставка налога;

У – национальный доход.

 

При изменении величины налогов будет изменяться и величина ВНП.

Увеличение налогов повлечет за собой:

- снижение располагаемого дохода;

- снижение потребительских расходов;

- снижение совокупных расходов;

- снижение совокупного спроса;

- падение национального производства.

Уменьшение налогов повлечет за собой:

- увеличение располагаемого дохода;

- увеличение потребительских расходов;

- увеличение совокупных расходов;

- увеличение совокупного спроса;

- увеличение национального производства.

 

 

 

 

Числовой коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода и выпуска продукции от изменения налогов называется налоговым мультипликатором.

 
ΔY = ΔТ * kТ,

где ΔY – равновесный ВВП;

ΔТ – изменение налогов;

kТ – налоговый мультипликатор.

Механизм налоговой мультипликации связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

 
Основой является предельная склонность к потреблению.

kТ = – MPC / (1–MPC).

 

Выделяют стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика направлена на стимулирование AD и рост объемов производства в экономике. Включает: снижение налогов; увеличение государственных закупок; увеличение трансфертов. Политика снижения налогов может привести не только к росту экономического потенциала, но и стать причиной дефицита государственного бюджета.

 

Сдерживающая фискальная политика направлена на сокращение AD и объемов производства в экономике. Включает: повышение налогов; сокращение государственных закупок; снижение трансфертов. Эти меры в краткосрочной перспективе позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой механизма стагфляции. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.

 

Различают также автоматическую (пассивную) и дискреционную (активную) фискальную политику.

1. Автоматическая политика основана на встроенных стабилизаторах – это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых, стимулирует или сдерживает экономику. К ним относятся: подоходные налоги (и другие налоги на доходы); косвенные налоги (НДС); пособие по безработице, по бедности. В период спада налоги минимальные, а пособия максимальные, что стимулирует совокупный спрос (AD), и наоборот.

2. Дискреционная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины государственных расходов, трансфертов, налогов с целью стабилизации экономики.