Внешние предпринимательские риски
Понятие предпринимательского риска
Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, коммерцией, а также с осуществлением научно-технических проектов.
Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии, некоторым рискам подвергаются все виды предпринимательской деятельности, другие риски характерны для определенных видов деятельности.
Важным является разделение рисков на страхуемые и не страхуемые. Страхование позволяет переложить риск на страховую компанию.
Риск страховой - вероятное событие или совокупность событий на случай наступления которых проводится страхование. К рискам, которые целесообразно страховать относят:
1. Вероятные потери в результате пожаров или стихийных бедствий
2. Вероятные потери в результате автомобильной аварии
3. Вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировки
4.Вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы
5. Вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам
6. Вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками
7. Вероятные потери в результате приостановки деловой активности
8. Вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая сотрудником фирмы.
С т. зрения текущего управления предпринимательские риски можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним рискам можно отнести страновой риск, валютный, налоговый, риск форс-мажорных обстоятельств.
К внутренним рискам относят: организационный, ресурсный, портфельный, инновационный и т.д.
Страновой риск актуален для участников внешне -экономической деятельности и зависит от политико-экономической стабильности стран экспортеров, импортеров. Причинами странового риска могут быть:
-нестабильность государственной власти
-особенности государственного устройства
-законодательство
-неэффективная экономическая политика проводимая правительством
-этнические и религиозные проблемы
-резкая поляризация интересов различных социальных групп
Одним из рекомендуемых способов анализа уровня страхового риска является индеккс БЕРИ (Bisiness environment risk index) Традиционно используется в развитых странах. Его определением занимаются около 100 экспертов с помощью метода экспертных оценок анализ проводится 4 раза в год. В состав анализируемых показателей входит:
*эффективность экономики, рассчитываемая исходя из прогнозируемого среднегодового изменения ВНП государства
*уровень политического риска
*уровень задолженности рассчитываемый по данным мирового банка с учетом размера задолженности, качества её обслуживания, объема экспорта, баланса внешнеторгового оборота
*доступность банковских кредитов
*доступность краткосрочного финансирования
*доступность долгосрочного ссудного капитала
*вероятность возникновения форс -мажорных обстоятельств
*уровень кредитоспособности страны
*сумма не выполненных обязательств по выплате внешнего долга
Анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера, результаты анализа представлены в виде БД, характеризующей оценку степени риска инвестирования и надежности деловых связей различных стран представлены в виде ранжированного перечня стран с интегральными балльными и частными оценками риска.
Кроме индекса БЕРИ рекомендуется использовать страновые рейтинги ведущих рейтинговых агентств.
Валютные риски, связаны с изменением валютных курсов. Находятся в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа. Риск относится к спекулятивным, поэтому при потерях одной из сторон другая получает дополнительную прибыль.
Налоговые риски можно рассматривать с 2х позиций: предпринимателя и государства. Налоговый риск предпринимателя связан с изменением налоговой политики (новые налоги, ликвидация или сокращение налоговых льгот, изменение ставок налогов, нестабильность налогового законодательства).
Как показывает практика государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения которые бы:
-с одной стороны не препятствовали развитию предпринимательства
-обеспечивали максимальное поступление средств в бюджет
Налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменений налоговой политики.
Риск форс-мажорных обстоятельств - это риск стихийных бедствий, войны, революции, путчи, забастовки, которые мешают предпринимателю осуществлять свою деятельность т.к. наступление форс-мажорных обстоятельств не зависят от воли предпринимателя. В соответствии со статьей 79 Конвенции ООН о договорах купли-продажи стороны освобождаются от ответственности по контрактам в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.