Внешние предпринимательские риски

Понятие предпринимательского риска

Под предпринимательским понимается риск, возникающий при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, коммерцией, а также с осуществлением научно-технических проектов.

Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии, некоторым рискам подвергаются все виды предпринимательской деятельности, другие риски характерны для определенных видов деятельности.

Важным является разделение рисков на страхуемые и не страхуемые. Страхование позволяет переложить риск на страховую компанию.

Риск страховой - вероятное событие или совокупность событий на случай наступления которых проводится страхование. К рискам, которые целесообразно страховать относят:

1. Вероятные потери в результате пожаров или стихийных бедствий

2. Вероятные потери в результате автомобильной аварии

3. Вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировки

4.Вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы

5. Вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам

6. Вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками

7. Вероятные потери в результате приостановки деловой активности

8. Вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая сотрудником фирмы.

С т. зрения текущего управления предпринимательские риски можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним рискам можно отнести страновой риск, валютный, налоговый, риск форс-мажорных обстоятельств.

К внутренним рискам относят: организационный, ресурсный, портфельный, инновационный и т.д.

Страновой риск актуален для участников внешне -экономической деятельности и зависит от политико-экономической стабильности стран экспортеров, импортеров. Причинами странового риска могут быть:

-нестабильность государственной власти

-особенности государственного устройства

-законодательство

-неэффективная экономическая политика проводимая правительством

-этнические и религиозные проблемы

-резкая поляризация интересов различных социальных групп

Одним из рекомендуемых способов анализа уровня страхового риска является индеккс БЕРИ (Bisiness environment risk index) Традиционно используется в развитых странах. Его определением занимаются около 100 экспертов с помощью метода экспертных оценок анализ проводится 4 раза в год. В состав анализируемых показателей входит:

*эффективность экономики, рассчитываемая исходя из прогнозируемого среднегодового изменения ВНП государства

*уровень политического риска

*уровень задолженности рассчитываемый по данным мирового банка с учетом размера задолженности, качества её обслуживания, объема экспорта, баланса внешнеторгового оборота

*доступность банковских кредитов

*доступность краткосрочного финансирования

*доступность долгосрочного ссудного капитала

*вероятность возникновения форс -мажорных обстоятельств

*уровень кредитоспособности страны

*сумма не выполненных обязательств по выплате внешнего долга

Анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера, результаты анализа представлены в виде БД, характеризующей оценку степени риска инвестирования и надежности деловых связей различных стран представлены в виде ранжированного перечня стран с интегральными балльными и частными оценками риска.

Кроме индекса БЕРИ рекомендуется использовать страновые рейтинги ведущих рейтинговых агентств.

Валютные риски, связаны с изменением валютных курсов. Находятся в прямой зависимости от разрыва во времени между сроком заключения сделки и моментом платежа. Риск относится к спекулятивным, поэтому при потерях одной из сторон другая получает дополнительную прибыль.

Налоговые риски можно рассматривать с 2х позиций: предпринимателя и государства. Налоговый риск предпринимателя связан с изменением налоговой политики (новые налоги, ликвидация или сокращение налоговых льгот, изменение ставок налогов, нестабильность налогового законодательства).

Как показывает практика государство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения которые бы:

-с одной стороны не препятствовали развитию предпринимательства

-обеспечивали максимальное поступление средств в бюджет

Налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в бюджет в результате изменений налоговой политики.

Риск форс-мажорных обстоятельств - это риск стихийных бедствий, войны, революции, путчи, забастовки, которые мешают предпринимателю осуществлять свою деятельность т.к. наступление форс-мажорных обстоятельств не зависят от воли предпринимателя. В соответствии со статьей 79 Конвенции ООН о договорах купли-продажи стороны освобождаются от ответственности по контрактам в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.