Раннепервобытная община.
Раннепервобытная община (на примере тасманийцев) – Владимир Кабо. Первобытная доземельческая община.
Тасманийцы– ед., кто жил в стадии позднего палеолита к началу европейской колонизации. Исчезли на рубеже 19-20 вв. Полная изоляция! Маленькие группы, с места на место. Максимум 60-80 человек! Сезонные колебания численности из-за продовольственных ресурсов (зимой – больше). Круп.объединения для охоты.
Ø Специализация – морской промысел и охота.
Ø Группы – из неск.семей (хоз.деятельность).
Ø Разделение труда не строго (мужики могут пойти собирать **) Семья – вокруг очага. Огонь =семья!
Ø Туземное племя – неск. семей. Семья – родители + неженаты дети + ближ.родственники (старики, братья). Жена переходит в племя мужа (вирилокальный брак). Жених делает подарок.
Ø О родовой организации ничего не известно.
Ø Общины экзогамны, но родовая община не сводится к экзогамии.
Ø Названия общин – от назв.животных, в т.ч. тотемические представления!
Ø Была полигамия, хотя не как у австралийцев. Жены моложе мужей. Бабы – приниженное положение.
Ø Племена – связаны с территорией. Считали от 50 до 70 племен. Территорию считали своей собственностью: шли чужаки – били. Племена были преимущ.эндогамны. Кол-во аборигенов – 6-8 тыс. В долговременных хижинах проживало от 10 человек.
Ø Ветровые заслоны – до 40 шалашей. Хотя нет мазы называть группы племенами, поэтому племя = община. 8 тыс. чел, 70 племен – 100 – 150 чел. в племени.
Ø Община- экономическая ячейка. Общинная территория считалась «страной» общины. ЕЩЕ БОЛЕЕ КРУПНЫЕ ОБЩНОСТИ по 600 (не больше десяти, вот это и есть племена). Группы для коллективной охоты и забоя тюленей.
Тасманийское племя можно определить как наиболее крупную общность, связанную с определенной территорией, ведущую на ней охотничье-собирательское хозяйство и периодически собирающееся (в составе нескольких общин или полностью) для различных целей, как общность, обычно (но не всегда) говорящую на особом языке или диалекте. Самосознание – название общности. Равновесие между средой и населением. Кол-ная собственность – на землю, животных, места добычи ресурсов. Личная собственность – на орудия, оружие и личные предметы. Вожди – возглавляли походы, войны – из-за нарушения границ, похищения женщин, убийства родичей. Вождь – всё! Власть вождей – ненаследственна, самые способные и крутые. Знахари и шаманы.
Замечания указанных выше авторов о племенных вождях не должны вводить нас в заблуждение: ведь «племенами» они очень часто называли общины тасманийцев. Не исключено, что время от времени - в периоды межплеменных войн, в годы войны с колонизаторами - военные руководители вставали и во главе целых племен. Но в мирное время тасманийское общество не знало ни племенных вождей, ни такого органа, как совет вождей или старейшин, хотя какие-то формы коллективного обсуждения дел всего племени, вероятно, существовали. Что же касается общин, то они часто имели руководителей и в военное, и в мирное время. Это как бы самое начало процесса социального расслоения, что объясняет аморфность, случайность института вождей, значительную роль в их возвышении личных качеств, сочетание в одном лице функций вождя и знахаря или шамана. 10 племен, 70 общин. Особенности общественного строя тасманийцев чрезвычайно важны для изучения истории первобытной доземледельческой общины и первобытного общества в целом именно потому, что они характеризуют один из наиболее ранних этапов этой истории, доступный этнографическому изучению. А тот факт, что тасманийцы представляли собой осколок первобытного человечества, доказывается тем, что они отделились от аборигенов Австралии в один из ранних периодов их истории и затем длительное время развивались в изоляции.
ПАПУАСЫ. Ядром такой общины является группа мужчин, принадлежавших к одному роду. Как правило, эта группа живёт в особом мужском доме. Женщинам туда доступ категорически закрыт. Особую роль в родовых общинах играют дочери и сестры мужчин: они принадлежат к этому роду, но рано или поздно, когда выйдут замуж, покинуть свою общину и переселиться в другую.
Основные характерные черты этих обществ:
1) Немноголюдность – их число не превышает 300 человек
2) Сильная изоляция от внешнего мира. Родовая община зачастую имеет свой язык, особые черты культуры.
3) Коллективный труд мужчин
Что касается папуасов Новой Гвинеи – для них ещё было характерно:
1) Коллективная власть мужчин, объединенных в мужских домах папуасов.
2) Власть наследственных вождей.