Креативная личность: управление собственной креативностью

В научной литературе, выходящей на русском языке, традиционно принято переводить англоязычный термин «creative» как «творческий», а «creative personality» как «творческая личность». Однако следует отметить, что понятия «креативность» и «творчество» все же не идентичны. По смысловому содержанию они более совпадают, чем различаются, но у каждого из них помимо общего имеется еще и собственный, самостоятельный, частный смысл. С логической точки зрения они относятся к перекрещивающимся понятиям, где креативность включает творчество. Креативность – это нормальная функция мозга, а не особое редкое качество, черта характера или свойство личности, встречающееся лишь у незначительной части индивидов. Тогда креативная личность – личность, обладающая способностью к созданию новых форм посредством овладения обучающих технологий и методов рождения инновационных востребованных идей. Признаки креативной личности - ее активность, созидательность, эстетичность, нонконформность, асоциальность, одиночество и аутизм [1].

Определенная заслуга в изучении креативности как самостоятельного феномена принадлежит американскому психологу Торренсу. Он утверждает, что креативность не всегда связана со способностью к обучению и зачастую не отражается в стандартных тестах на интеллект. В то время как люди, показывающие хорошие результаты в тестах на креативность в основном хорошо выполняют тесты на интеллект, многие люди с высоким интеллектом не являются креативными. Креативность выражается в способности к синтезу, это некая комбинаторная игра, где интеллект не тождественен креативности. В данном контексте особый интерес представляет не столько феномен креативной личности, сколько проблема управления собственной креативностью.

По мнению Гилфорда, существуют факторы, имеющие непосредственное отношение к креативной деятельности. К ним он отнес: фактор способности к генерированию идей (Ideational Fluency), семантическую спонтанную гибкость (Semantic Spontaneous Flexibility), ассоциативную беглость (Associational Fluency), дивергентную продукцию образной системы (Divergent Production of Figural Systems), беглость экспрессии (Expressional Fluency), образную адаптивную гибкость (Figural Adaptive Flexibility), оригинальность или семантическую адаптивную гибкость (Semantic Flexibility), семантическое совершенствование (Semantic Elaboration), чувствительность к проблемам [8].

Внешним проявлением креативных процессов является самоактуализация. Особый интерес в исследовании проблемы креативной деятельности, в частности управления собственной креативностью, представляет концепция Карла Роджерса о врожденном стремлении к самоактуализации, где он подмечает не только всеобщность креативной деятельности, но и ее асоциальность и аморальность. Он пишет, что нет разницы в творчестве при создании картины, литературного произведения, симфонии и изобретении новых орудий убийства. Один человек может изобретать способ облегчения боли, а другой – новые, более изощренные способы пыток. Оба эти действия представляются Роджерсу творческими. И это совершенно верно: креативной личности совершенно безразлично – в какую деятельность вкладывать свои усилия, а, учитывая ее общую асоциальную направленность, скорее следует ожидать перехода в антисоцальность, чем в просоциальность. «Злой гений» – всегда звучит более правдоподобно, чем «добрый гений». «Многие, возможно большинство, творений и открытий, – пишет К. Роджерс, – имели в своей основе скорее стремление удовлетворить личный интерес, чем социальную значимость» [7].

Однако любое общество обладает жестким набором социальных норм, систем отношений, идеалов, мифов. Человеческий род, имеющий склонность к созидательной социальной жизни (на что указывает Роджерс), созидательность свою проявляет именно в создании и поддержании всевозможных стереотипов, норм, правил и законов, без которых невозможно существование ни одного общества, а креативная личность за короткий промежуток времени усваивает эти законы, адаптируя свое поведение под них. Один из отличительных признаков креативной личности – вечная обращенность лицом вперед в контексте самоактуализации, и этим процессом (как процессом организации креативной деятельности) можно управлять в отличие от такой неизведанной области человеческого знания, как «управление мышлением» (думанием) – thinking management.

Креативность А. Маслоу полагает важной чертой самоактуализированных людей – реализовавших личные, присущие именно этому конкретному человеку потенциалы и не утративших при этом идентичности, не пожертвовавших своими ценностями. Креативный человек способен на «бескрайнее разнообразие в поведении» в своем развитии, а любое развитие включает реализацию планов. И на пути самоактуализации креативность и познание дополняют друг друга. Проблема управления собственной креативностью должна базироваться на системном подходе, в котором можно выделить основные подсистемы, объясняющие поведение человека, тем самым раскрывая главные функции этой области человеческого знания. В связи с этим целесообразно исследовать проблему управления креативностью в контексте проблемы управления собственной эффективностью. Личная эффективность – это результативное достижение личных целей, которое позволяет двигаться из текущего состояния в желаемое и охватывает всю жизнь (а не только профессиональные области). Если предположить, что упрощенная модель человека включает такие составляющие, как физическая, нравственная, психологическая, рациональная и творческая, тогда управление собственной эффективностью – это умение управлять каждой из пяти перечисленных подсистем и их интегралом – личностью.

Персональный менеджмент работает с тремя уровнями эффективности человека: 1) технология (по сути - ответ на вопрос «как»?); 2) стратегия (по сути - ответ на вопрос «что»?); 3) философия (по сути - ответ на вопрос «зачем»?). Как правило, не представляет большой сложности для человека освоение и понимание первых двух уровней, однако значимость третьего уровня очень часто недооценивается. И можно предположить, что именно этот факт является причиной проблем, связанных с личной эффективностью, так как личная эффективность всегда начинается с разумного отношения к жизни (философии), а стратегия и технология становятся лишь его следствием.

С точки зрения ситуационногоподхода управлять собой можно по-разному, применяя различные методы, иначе – системы управления. Креативность – это, по мнению Р. Флориды, есть человеческое качество, деятельность, творческие способности человека создавать новые формы, и можно предположить, что качество личностной креативности в какой-то мере зависит от умения управлять ее эффективностью. В данном контексте целесообразно выделить пять систем управления креативностью – саморегуляцию, анализ, адаптацию, рационализацию и развитие личности, способной создавать значимые, новые формы, качество которых востребовано здесь и сейчас, и ассимилирует неограниченное количество смысловых констант и социальных систем.

Креативная личность – это личность, способная к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению и эффективность первого и второго во многом зависит от методов управления этими процессами. Поскольку креативная деятельность осуществляется на уровне горизонтальной связи (в отличие от иерархии организационных структур при построении карьеры «человека организационного» (по Уайту) или «обслуживающего класса» (по Р. Флориде)), она неизбежно порождает частую смену видов деятельности. Данное положение лишь усиливает актуальность овладения технологией управления собственной креативностью в рамках персонального менеджмента и может рассматриваться в формате такой философской категории, как «время». Такой подход обусловлен тем, что управление собственной креативностью требует осознания новых принципов структурирования времени как социальной конструкции и единственного не возобновляемого ресурса в креативной экономике.

Терминология «управление временем» достаточно условна, так как человеку не дано в прямом смысле управлять временем. В данном случае под управлением временем понимается исключительно управление собственной креативной деятельностью, рациональная организация выполнения задач и распределения собственных ресурсов. Современный персональный менеджмент – это не просто набор приемов из области «как все успеть в установленные сроки» или «как научиться работать с информацией». Управление собственной креативностью представляет собой комплексную систему управления собой и своей деятельностью, включающую последовательное применение эффективности, технологии, стратегии и философии. В то время как неудачник поддается воле обстоятельств, успешный человек сознательно творит свою жизнь. Персональный менеджмент в его техническом, стратегическом и философском измерениях является универсальным инструментом такого творчества. В процессе самосовершенствования, как в профессиональной сфере, так и в личной жизни, следует учитывать, что многие работы дают выигрыш в деньгах, но только одна работа дает выигрыш во времени – работа над личной эффективностью.

Мониторинг управления временем: интерактивный компонент занятия:студентам предлагается осуществить собственную диагностику эффективности использования временного ресурса в соответствии с достижением поставленных целей (личных, в рамках образовательной деятельности) в виде небольшого теста. На тестирование отводится 5 минут.

Актуальным в данном контексте является умение сознательно управлять собственной жизнью, овладев приемами управления временем, рационального целеполагания и планирования, которые позволят обрести внутреннюю гармонию посредством последовательного использования времени таким образом, что оно будет ценным и значимым. Но для того, чтобы сохранить время, его необходимо потратить. В данном случае потраченное время на изучение проблемы управления собственной креативностью может стать значительным шагом к успешной самоорганизации, и оно, безусловно, будет использовано эффективно.

В контексте проблематики креативной деятельности целесообразно говорить об инновационных принципах структурирования самого времени, рассматривая его в качестве социальной конструкции. Время – это жизнь, нерационально потраченное время невозможно восполнить и невозможно вернуть, растратить свое время – значит растратить свою жизнь, и наоборот, взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать её наилучшим образом. Инновационный подход к конструированию времени обусловлен осознанием того, что у креативного человека дефицита времени нет. У него не больше времени, чем у других, просто он гораздо эффективнее должен его использовать. «Недостаточно быть занятым. Вопрос в том: чем же Вы заняты?» (Генри Давид Торо) [9].

Научиться управлять временем по принципу «изнутри наружу» в процессе креативной деятельности, в которой существует идентификация с профессией, а не с компанией, – это значит строить индивидуальное расписание дня, график жизни согласно личностным особенностям человека и адекватно расставленным жизненным приоритетам. Наверно, не существует «правильного» способа прожить свою жизнь, однако есть средства и инструменты, чтобы креативная личность смогла построить свою жизнь вокруг своих идеалов и потребностей. Можно изучить и приобрести новые навыки и скорректировать поведение, но невозможно изменить себя, свою сущность, – и никто не должен этого делать. Пройдя процесс самопознания и раскрытия естественных склонностей, потребностей и желаний, возможно заложить фундамент личной системы управления собственной креативностью. Проблема эффективности собственной креативности для большого числа людей связана с тем, что они не умеют структурировать время и пространство.

Поиск приемов организации времени, да и жизни в целом, связан с глубоким анализом индивидуального стиля работы конкретного человека (будь то представитель креативного класса либо креативный специалист). Одной из особенностей стиля жизни креативной личности является сочетание работы и образа жизни, т.е. синтез нескольких интересов и ролей, что выражается в гибком графике работы, так называемой фронтальной загрузке. Креативный образ жизни выражается в стремлении превратить собственную жизнь в череду различных опытов, что отражает специфику стиля креативной личности относительно неприятия некомпетентности в своем вопросе. Для человека, занимающегося креативной деятельностью, характерно использование в работе трех основных блоков: 1) накопления и обработки новой информации; 2) отдачи и распределения информации; 3) отдыха и релаксации.

Каждый из этих блоков является неотъемлемой частью гармоничного развития креативной личности и составляет неотъемлемую часть процесса данного вида деятельности. Следовательно, нарушение пропорций между этими блоками или игнорирование одного из них приводит к уменьшению работоспособности, следовательно, к эффективности данного процесса, который можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю деятельность.

Так называемое «искривление» времени, составление гибкого графика работы связано, в том числе, с такой проблемой, как нерешительность в процессе креативной деятельности, связанной, как известно, с рождением новой идеи. А рождение новой идеи – это в основном проблема противостояния традициям. В английском языке нерешительность (procrastination) происходит от латинского слова, обозначающего «завтра», самого главного слова для расточительного времени. От нерешительности, свойственной, как правило, креативной личности в отличие от личности творческой, которой присуща уверенность в осуществлении любого проекта по причине своей гениальности, в свою очередь, страдает репутация. Как правило, нерешительность приводит к тому, что наступает бездействие, которое в свою очередь значительно снижает эффективность креативной деятельности. В нашем динамичном мире каждодневные проблемы требуют быстрых креативных решений и не могут ждать, пока ситуация разрешится сама собой. Ведь если бездействовать – ничего само собой не решится. Следовательно, в процессе управления собственной креативностью жизнь необходимо строить по принципу «я сделал все, что было возможно в моих силах». В научном мире многочисленные «провалы» обычно вели к успеху. История показывает, что общее количество неудачных экспериментов Марии Кюри, Александра Флеминга и Луи Пастера исчисляется тысячами. Каждый из них мог без труда сдаться после первой сотни провалов, но у нас не было бы радия, пенициллина и пастеризованного молока.

Понятие «успех» – одно из ключевых в процессе креативной деятельности. В научных источниках предлагается несколько формулировок данного понятия, каждая из которых справедлива, но, как правило, отражает одну грань этого понятия. Для понимания сущности успеха необходимо ввести понятие «результат» как меру или степень достижения цели. Известно, что результат креативной деятельности может быть и положительным, и отрицательным. Тогда успех – это мера превышения запланированной цели, а неуспех – это степень недостижения цели. Успех в креативной деятельности как представителей ядра креативного класса, так и креативных специалистов может определяться конкретными достижениями в той или иной области, т. е., заявлять о стопроцентном успехе можно лишь достигнув запланированного результата.

Успешность креативной личности и, как следствие, эффективность ее деятельности связаны с такой неотъемлемой фазой творчества, как ликвидация стресса. Для управления собственной креативностью большое значение имеет умение выявить у себя наличие стрессового состояния. Сначала стресс порождает депрессию, а потом депрессия приводит к возникновению стресса. Известно, что стресс является продуктом примитивного рефлекса, который готовит человека к конфликту, человеку стресс вреден не сам по себе, а его чрезмерная интенсивность. Многие ученые разделяют утверждение французского ученого Ганса Селие о том, что отсутствие стресса равнозначно смерти. Однако существуетидеальный уровень стресса в жизни человека, который называетсяэустрессом. Таким образом, креативной личности необходимо стремиться жить в состоянии эустресса. Стресс сам по себе не существует, его вызывают какие-то люди или ситуации, стресс внутри человека, это реакция на происходящее в социуме. И так как мир изменить невозможно, разумнее в данном случае изменить собственное отношение к жизни. Другими словами, любой личности, в том числе и креативной, целесообразнее воспринимать жизнь такой, какая она есть.

Итак, основные цели управления собственной креативностью можно сформулировать следующим образом [3]:

1) максимально использовать собственные творческие способности и имеющиеся ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные, материальные и т.д.), направленные на созидание востребованного качества креативного продукта;

2) сознательно управлять течением своей жизни, общаясь в творческой среде;

3) уметь преодолевать внешние обстоятельства, включающее в себя постоянное потребление и переработку чужого опыта;

4) развивать способность к анализу и синтезу в процессе креативной деятельности;

Деятельность по креативу – это деятельность по анализу и синтезу, которая осуществляется, по мнению Р. Флориды, на основе четырехступенчатого процесса:

· подготовка – сознательное изучение задачи через попытку подойти логически к ее воплощению, используя существующие стандарты;

· инкубация – рассудочное мышление, где отвергаются стандартные методы, но решение пока не найдено;

· озарение – новый синтез;

· верификация – переработка акта творчества в некую объясняющую форму.

Данным процессом, как и любым иным, необходимо управлять с целью повышения его эффективности. Следуя логике, целесообразно предположить, что управление собственной креативностью имеет ряд функций, применение которых означает последовательное и целенаправленное использование испытанных методов и приемов повседневной практики в целях оптимального использования ресурса времени. Другими словами, личность должна так организовать процесс деятельности по креативу, чтобы его эффективность была максимальной. Ежедневное решение креативных задач можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной зависимости между собой и осуществляются в определенной последовательности, учитывая, что до 80 % всей креативной деятельности приходится на аналитику [3].

a) Постановка цели. Данная функция призвана осуществлять анализ и формулирование креативных целей через синтез.

b) Планирование. Назначение планирования в разработке планов и альтернативных вариантов креативной деятельности.

c) Принятие решений. Суть этой функции в принятии решений по внедрению креативного продукта.

d) Реализация и организация подразумевает организацию личного трудового процесса в целях реализации креативных задач.

e) Контроль. Под контролем в деятельности по креативу понимаются самоконтроль и контроль итогов каждого этапа креативной деятельности для возможной корректировки целей.

f) Информация и коммуникация. Вокруг данной функции «вращаются» остальные, поскольку коммуникация как обмен информацией необходима во всех фазах креативного процесса.

Рассмотрим в логической последовательности подробно функции управления собственной креативностью, выработав практические рекомендации по их применению.

1. Целеполагание в управлении собственной креативностью. Цели являются представлением о будущем, для реализации которых креативная личность изъявляет желание что-либо сделать. «Мыслить целями» - значит поставить частное на службу большому целому, в результате чего появляется понимание того, в каком направлении следует идти и какого конечного результата необходимо достичь. Любая цель формулируется относительно конкретной проблемы. Для креативной личности привлекательны только проблемные «джунгли», только максимальный хаос, и поэтому для креативной деятельности, и научной, и художественной, всегда избираются непроторенные пути, неизведанные направления. Как человек, страдающий от жажды, везде ищет воду, так и креативная личность, движимая душевным напряжением, ищет для себя проблемы и проблемные ситуации. По мнению многих исследователей, отличительными свойствами креативной личности указывается чрезвычайная чувствительность к проблемам, умение увидеть и поставить проблему.

В процессе определения креативной цели происходит концентрация не на том, что делать, ана том, для чего это необходимо сделать. Следовательно, это побуждает человека конкретизировать конечный результат деятельности. Образно говоря, цели представляют собой вызов человеку и побуждают его к действиям. Актуальными в данном контексте звучат слова знаменитого Марка Твена о том, что «после того, как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили свои усилия». Значит, мышление в масштабах целей способствует тому, что частности подчиняются целому и появляется определенность в достижении конечного результата в воплощении креативной идеи. Таким образом, утверждение о том, что без адекватно поставленной цели у креативной личности не может быть успеха, совершенно обосновано. Для разумного планирования креативной деятельности цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реальными и ограниченными во времени.

2. Планирование в управление собственной креативностью.Часто творческий человек говорит о том, что очень занят, и решает, что на планирование нет времени. Это является заблуждением. Если день не распланирован, то зачастую ощущается недостаток времени, которое так необходимо для полноценного воплощения креативной идеи. Более того, в ситуации, когда время не распланировано, без сомнения, в лабиринте очень насыщенной жизни креативной личности невозможно отличить важные дела от менее важных, срочные от несрочных, и, как следствие, наступает хаос.Только свободная личность (а это качество обязательно для личности креативной) может достичь совершенства в использовании своего свободного времени и времени вообще. Однако в данном контексте внутренняя свобода – качество необходимое, но недостаточное. Другими условиями являются: преобладание духовных потребностей человека и владение качественным инструментарием.

Креативной личности свойственно неосуществленную идею оправдывать нехваткой времени. И мало кто задумывается о существовании больших резервов времени. Таким образом, выход не в том, чтобы вкладывать больше времени в процесс рождения реализации креативной идеи, а в том, чтобы работать более эффективно. Однозначно можно утверждать, что уставший человек не может работать эффективно. Видимо, в отдельных случаях гораздо эффективнее пораньше завершить созидательную работу, отдохнуть во второй половине дня и вернуться к творческому процессу на следующий день, чтобы выполнить вдвое больше. Паркинсон утверждал, что работа растягивается до тех пор, пока не заполнит время, имеющееся в вашем распоряжении, потому что человеку необходимо заполнять чем-нибудь время, если он не может пойти домой до конца рабочего дня. У креативного специалиста тогда появится стимул быстрее выполнять основные обязанности, при условии вознаграждения за это появлением возможности творить. Применительно к специфике деятельности ядра креативного класса, речь идет об отказе от всяческих гарантий занятости в обмен на самостоятельность в процессе реализации идей.

В практике персонального менеджмента существуют методы планирования времени, применение которых призвано рационально организовать собственную жизнь, в данном случае необычную смесь игры и работы (креатив): список каждодневных дел; планирование согласно принципу Парето; планирование по системе Франклина; планирование по методу «Альпы»; планирование согласно принципу Эйзенхауэра; «прямое» планирование с помощью картотек и дневников учёта времени. Надо заметить, что все перечисленные методы планирования для креативной личности в использовании фронтального времени актуальны. В данном списке не присутствует такой метод планирования, как составление расписания, поскольку он, безусловно, теряет свою актуальность в случае креативной деятельности, осуществляющейся в условиях так называемого «искривления времени», т.е. фронтальной загрузки личности с гибким графиком работы. В данном контексте предметно рассмотрим наиболее эффективные методы планирования времени.

Список каждодневных дел. Практически все люди знают о списках «Что надо сделать». Разница лишь в том, что успешные люди используют данный список каждый день и применяют его для того, чтобы более продуктивно контролировать свое время. Люди же, не достигшие вершин, знают об этом инструменте, но не умеют им правильно пользоваться. Таким образом, список «Что надо сделать» является существенным инструментом, помогающим контролировать время в креативной деятельности. Обращение с ним тоже не вызывает трудностей: необходимо вычеркивать выполненные дела, добавлять новые, если в этом возникает необходимость, и переписать заново к концу дня или раньше, если его станет трудно читать. Один из секретов успеха - умение сохранять эти списки. С этой целью лучше держать их вместе и не писать на разрозненных клочках бумаги, которые теряются, записывать их в одной записной книжке или хранить их в специальной папке.

Планирование согласно принципу Парето.В ситуации, когда креативный человек перегружен делами и задачами, на выполнение которых ему не хватает времени, и он никак не решается отказаться от ряда не очень важных дел, целесообразно в практике применять правило 80/20. Принцип Парето гласит: «Если все предметы разместить в порядке их ценности, то 80% ценности приходится на предметы, составляющие 20% от их общего числа, в то время как 20% ценности приходится на предметы, составляющие 80% от их общего числа».

Исходя из правила 80/20, в списке из десяти дел – два обеспечат 80% успеха. Следовательно, надо найти эти два дела, включить в категорию «А» и осуществить их. Согласно этому принципу остальные восемь могут остаться несделанными, потому что ценность их результатов будет гораздо меньше, чем у двух, наиболее плодотворных дел. Данные факты подтверждают существование опасности увязнуть в делах, приносящих слабые результаты, и усиливают степень важности средоточия усилий на двадцати процентах дел, которые значительно повышают эффективность креативной деятельности. Дело в том, что наверняка никогда нельзя сказать заранее, какие 20 % окажутся эффективными в креативе. Согласно этому принципу 80% удовлетворения в креативной идее приносят 20 % затраченных сил – большая часть успеха будет результатом всего лишь нескольких шагов. Значит, для того, чтобы найти больше времени на то, что максимально увеличить инновационность идеи, придется делать меньше того, что оказывается бесполезным. Другими словами – не тратить время попусту! В любом случае, важно определить смысл полезного времяпровождения в процессе креативной деятельности, так как, согласно Э. Юнгу, «время, потраченное впустую, это существование, а время, употребленное с пользой, это жизнь».

Планирование по методу «Альпы» - наиболее эффективный метод планирования времени в процессе управления собственной креативностью. Суть данного метода заключается в планировании дел на день в процентном соотношении 60/40, где шестьдесят процентов рабочего времени (в случае представителей ядра креативного класса – ненормированного) составляют фиксированные обязательные задачи дня (которые есть и у творческой личности), а 40 % - планируется в качестве резервного времени на непредвиденные обстоятельства и самосовершенствование. При отсутствии форс-мажора данное время – это время творчества. Так, восьмичасовой рабочий день креативного специалиста должен быть строго распланирован только на пять часов (что составляет 60 % рабочего времени), и три часа необходимо оставить незапланированными для осуществления творческих способностей с целью создания новых форм (креативной деятельности). Примечательно, что данный метод никоим образом не привязан к расписанию, а позволяет достаточно свободно распределять необходимые виды деятельности как представителю креативной профессии, так и креативным специалистам.

Планирование согласно принципу Эйзенхауэра следует применять при выполнении ежедневных планов, классифицируя все предстоящие дела по степени их важности по четырем категориям.

· Дела категории «А» - это важные и срочные дела, которые необходимо сделать немедленно. Именно по поводу данной категории дел существует выражение о том, что «нужно жить так, чтобы важные дела не превращались в срочные».

· Дела категории «В» - важные и несрочные дела, на которые часто не хватает времени. Как правило, это дела, связанные с собственным совершенствованием в различных областях. Практика показывает: часто случается так, что дела категории «А» появляются из-за недостаточного внимания к делам «В».

· Дела категории «С» - неважные и срочные дела, которым часто присваивают категорию «А». Одной из причин такой ошибки является непонимание природы важного и срочного в жизни, что свойственно большинству людей, так как любое срочное дело автоматически причисляется к категории важного. Жизненный опыт показывает, что именно дела категории «С» чаще всего служат причиной авралов, напряжений и непрерывных кризисных ситуаций.

· Дела категории «D» - неважные и несрочные дела, выполнение которых целесообразно избегать. Парадокс заключается в том, что обычно это те самые дела, которые делать легко и приятно. Длительность выполнения данной категории дел небольшая, но результат всегда очевиден. Именно поэтому подавляющее большинство людей стараются начинать рабочий день с выполнения неважных и несрочных дел.

Таким образом, одним из основополагающих принципов управления собственной креативностью является умение отделять главные дела от дел второстепенных, важные от неважных, срочные от несрочных.

3. Принятие решения в управлении собственной креативностью.На протяжении всей жизни креативной личности приходится постоянно принимать те или иные решения, которые могут быть значительными или незначительными, объемными или нет, долгосрочными, среднесрочными или краткосрочными. Решения – это выбор альтернатив (Мескон). Относительно любой классификации креативные решения должны иметь ясную цель, быть обоснованными, непротиворечивыми, правомерными, конкретными, реальными, проверяемыми и гибкими. Каждый человек ежедневно сталкивается с необходимостью принятия решения, в креативной деятельности результат этого процесса зачастую противоречит стереотипному представлению о той или иной ситуации. Это связано, прежде всего, с тем, что креативный образ жизни выражается в том числе и в стремлении превратить собственную жизнь в череду различных опытов.

У креативного человека периодически возникает желание поступать по-другому, нежели от него ждут окружающие люди, и даже вопреки установленному порядку. Случайный выбор может оказаться удачным. Как не существует способов правильно прожить жизнь, так и нет ничего «неправильного» в решениях, рожденных стремлением достичь некую прагматичную цель в порождении востребованного качества креативного продукта. Однако в случае неудовлетворенности результатами принятых решений следует предпринять сознательные усилия по корреляции способа принятия креативного решения с учетом индивидуальной идентичности. Безусловно, в трудных жизненных ситуациях становится соблазнительным «плыть по течению», предаваться мечтам или потонуть. Но, согласно искусству персонального менеджмента, всегда существует альтернатива, которая заключается в принятии оптимального решения в процессе реализации креативного продукта.

Процесс принятия решения не менее важен, чем функция целеполагания и планирования, и он имеет свою структуру: 1) диагностика проблемы; 2) формулирование критериев принятия решения; 3) определение альтернатив; 4) оценка альтернатив; 5) реализация решения; 6) оценка результатов.

Правильно определив цель и спланировав действия по ее достижению, человек может принять абсолютно неправильное решение, а это делает бессмысленным всю проделанную ранее аналитику. Согласно научным источникам существуют следующие стили принятия решения, которые в полной мере можно отнести и к креативной личности: решения уравновешенного типа; импульсивное решение; инертное решение; рискованное решение; решение осторожного типа (когда человек больше боится ошибиться, нежели радуется успеху). Выбор каждого их этих стилей зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности креативной личности, сложившейся здесь и сейчас ситуации, окружения, имеющихся ресурсов (временных, финансовых, материальных и т.д.), а также от способности взять на себя ответственность за данное решение и философское отношение к возможности ошибиться.

4. Реализация и организация в управлении собственной креативностью.Логическим продолжением процесса принятия решения является организация и реализация процесса креативной деятельности, в котором особое значение отводится повышению роли личности, ее творческого и умственного труда в эффективности предприятия в креативной среде. Креативная среда, по мнению Р. Флориды, это пространство, преобразованное по следующим принципам: терпимость к новому, возможность самореализации, трансформируемость (нетрадиционность) и сочетание опытов. В процессе организации и реализации креативной деятельности актуальной становится проблема организации пространства, способствующего акту творения. Для креативных специалистов такое пространство необходимо конструировать в отраслевой (право, бизнес, финансы, здравоохранение и т.д.) организационной структуре.

Целесообразность человеческой деятельности с точки зрения производительности рассмотрел Гарингтон Эмерсон, который предложил методику достижения максимальной эффективности управления. Главная идея Эмерсона состоит в следующем [12]: истинная производительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Следуя логике Эмерсона, можно предположить, что напряжение и производительность в креативной деятельности — это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно – значит прилагать максимальные усилия по созиданию и порождению востребованного качества креативного продукта. Работать производительно – значит прилагать усилия минимальные. Известное многим стремление выполнить план любой ценой – это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. В креативной деятельности не производство должно подстраиваться к управлению, а управление должно обслуживать производство креативного продукта.

В креативной деятельности, которая предполагает деятельность по анализу и синтезу, недопустимо превращение работы в чисто механическую рутину, когда утрачивается чувство перспективы и проявляется неспособность отличить важное от незначительного. Механический стиль работы приводит креативного человека к саморазрушению. Чем больше он вкладывает усилий в креативную идею, тем больше он истощает свои силы, а чем сильнее истощается, тем больше снижается эффективность его деятельности по генерированию новых идей. Отечественная школа научной организации труда и организации личного времени имеет ряд собственных достижений, полученных независимо от западной науки. В отличие от Тейлора, акцентировавшего внимание на системе и организации, и Форда, совершенствовавшего технику производства, А.К. Гастев фиксировал основное внимание на человеческом факторе, на его ведущей роли в общей эффективности. Особый интерес представляет его интерпретация теории «трудовых установок», «установочный метод» А.К. Гастева [2], который впервые ввел понятие «установки». Он выделял культурные, биологические (психофизиологические) и организационно-вещевые установки, имея в виду ценностные ориентации личности, систему «предписаний», способствующих созданию путем тренажа устойчивых комплексов движений, организационно-технические факторы («оргустановки») и среду, создающие систему объективных предписаний. Отсюда рассмотрение организационной эффективности в целом, согласно Гастеву, должно начинаться с личной эффективности креативного специалиста на его рабочем месте. Тейлор создал инструкционную карточку, но ни он, ни Гилберт не создали методики, которая «заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерывную инициативу».

Следовательно, организация личного трудового процесса в целях реализации задач в креативной среде подразумевает создание таких условий, при которых личность выражала бы свое стремление в проявлении инициативы по созиданию и воплощению креативного продукта востребованного качества. Очевидно, что и представителям креативного класса без форм организации обойтись невозможно. В любом случае, необходимы элементы организации в разнообразных форматах (например, в формате «фабрика»). Особое значение в данном случае имеет качество креативной среды, позволяющей личностям творить. Очевидно, что такую среду создать везде невозможно, так как существуют определенные параметры (природные, исторические и т.д.). Для креативного класса креативная среда – это не просто место жизни, но и место работы, следовательно, по мнению Р. Флориды, здесь речь идет об организационной матрице для сочетания людей и рабочих мест. Следовательно, для креативного класса функция организации и реализации управления собственной креативностью выражается и в формировании такой инфраструктуры, которая позволяет творить, так как на место групповой в данном случае приходит индивидуальная идентичность.

5. Контроль в управлении собственной креативностью.Процесс определения, оценки и информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа в процессе креативной деятельности выражается в следующей функции управления собственной креативностью – контроле. В процессе креативной деятельности контролю подвергаются: цели, ход выполнения плана, прогнозы, а также развитие процесса. Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность по реализации креативного продукта, но и работа собственно креативной личности. Творческий процесс требует регулирования на каждом этапе его осуществления, именно для этого необходима контрольная информация. В научных источниках по менеджменту целесообразность объединения планирования и контроля в единую систему управления определяется как «сontrolling»: планирование, контроль, отчетность, менеджмент. Это информационно-аналитическая поддержка принятия решений в процессе деятельности по креативу, которая есть деятельность по анализу и синтезу.Следовательно, контроллинг является основным поставщиком информации для управления собственной креативностью.

Необходимой составляющей функции контроля выступает анализ креативной деятельности, который дополняется прогнозами ожидаемых изменений и ограничений, интересов контактных групп (клиентов, кадров, компаньонов и т.д.), возможных препятствий и SWOT-анализом (оценкой внешних и внутренних факторов креативной деятельности). Реализация SWOT-анализа(Strengths - силы, Weaknesses – слабости, Opportunitiss - благоприятные возможности, Threats – угрозы) включает генерацию и фиксацию: сильных, слабых сторон в деятельности по креативу; внешних благоприятных возможностей и угроз по созданию креативного продукта. Преимущество применения данной технологии в процессе креативной деятельности выражается в том, что это инструмент и движущая сила анализа ситуации и разработки соответствующих стратегии и тактики в условиях реализации способностей к нестандартному оригинальному мышлению и поведению. Также SWOT-анализможет являться базой выделения ключевых креативных возможностей и компетенций личности, выявления необходимых изменений в ее деятельности.

Таким образом, предназначение функции контроля в процессе управления собственной креативностью выражается в необходимости фиксации на каждом этапе креативной деятельности степени достижимости поставленной цели относительно полученных результатов. Эффективность управления собственной креативностью во многом определяется соответствием достигнутого результата поставленным целям. Данное соответствие и определяет качество креативного продукта.

6. Информация и коммуникация в управлении собственной креативностью.Связующим звеном функций управления собственной креативностью является функция коммуникации в процессе осуществления креативной деятельности. Одной из глобальных проблем в этом контексте выступает проблема эффективности ее организации. Передавая информацию, человек практически всегда уверен в том, что её получатель полностью осознает и понимает ее смысл. Однако, как показывает практика, это не всегда так. Осуществляя коммуникацию в процессе креативной деятельности, необходимо понимать, что у каждой креативной личности существуют свои рамки восприятия, которые могут искажать полученную информацию.

Коммуникация в процессе креативной деятельности – это передача и получение актуальной информации, направленной на созидание востребованных новых форм в процессе достижения понимания и взаимопонимания, предполагающего обратную связь в генерировании креативной идеи. В связи с тем, что различные люди по-разному понимают одну и ту же информацию, представляется возможным утверждать, что каждая коммуникационная проблема – это проблема понимания. Известно, что люди понимают лишь ту информацию, которую они распознают.

В креативной деятельности проблема рождения новой идеи – это всегда проблема противостояния традициям, а это, в свою очередь, может предполагать нетрадиционную интерпретацию любой информации. Следовательно, чтобы в процессе креативной коммуникации донести информацию результативно, необходимо сделать ее очевидной. Это означает, что для эффективного донесения информации необходимо так закодировать сообщение, чтобы оно было понятно конкретному получателю, учитывая его индивидуальные особенности. Успешному продвижению к овладению навыками управления собственной креативностью способствуют выработка единой системы приема и передачи информации, контроль над ее соблюдением и повышение культуры профессионального общения.

Таким образом, согласно каждой из шести функций существуют техники управления собственной креативностью [3](таб.1).

Таблица 1.

Техники управления собственной креативностью

 

Функция персонального менеджмента Рабочие приемы и методы Достигаемый результат
Постановка целей определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха и формулирование цели. мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на сильных местах.
Планирование стратегическое и оперативное планирование деятельности по креативу, планирование дня, метод «Альпы», система Франклина, ведение дневника времени т.д. подготовка к реализации цели, оптимальное распределение и планирование времени, сокращение сроков исполнения.
Принятие решения установка приоритетов, принцип Паретто, АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование задач в процессе реализации креативной идеи. приводящая к успеху организация креативной деятельности, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по степени их важности и т.д
Реализация и организация распорядок дня, график продуктивности, дневной рабочий план. концентрация на приоритетных задачах, учет пика производительности труда, становление индивидуального рабочего стиля и т.д.
Контроль контролирование процесса работы, контролирование достижения поставленных целей, обзор итогов дня (самоконтроль). обеспечение запланированных результатов в установленный срок, позитивное влияние на течение жизни.
Информация и коммуникация рациональное осуществление коммуникаций (ведение переговоров, мозговых штурмов, использование средств коммуникации). лучшая организация коммуникаций в процессе деятельности, устранение возможных помех, устранение бумажной бюрократии и т.д.

Использование современных подходов к управлению личностной эффективностью позволяет значительно продвинуться на пути овладения технологией управления собственной креативностью, совершенствуя как профессиональные, так и личностные качества, что в свою очередь, не просто помогает быть успешным, а дает возможность быть лидером во всех сферах жизни. Сущность креативной личности в ее избыточном потенциале энергии, который она вынуждена генерировать с помощью максимально энергоемкой креативной деятельности, которой, в свою очередь, необходимо управлять. Предложенный ряд аргументов по этому поводу позволяет расширить смысл рациональной организации труда креативной личности в контексте инновационного подхода к организации времени, который необходим и для достижения успеха и для того, чтобы не потерять интерес к жизни после его достижения. Управление собственной креативностью – это эффективное управление креативными проектами, рациональное распределение ресурсов, квалифицированный подход в принятии решений и овладение техникой осуществления эффективной коммуникации.

Известно, что знаниями становится лишь та информация, которая структурирована, нужна своим владельцам, используется ими по определенным правилам и, главное, содержит в себе их отношение к этой информации. Очевидно, что время управляет нашими действиями, когда мы непродуктивно расходуем его, выполняя работу, нерационально организуя собственную жизнь. Следовательно, только применяя знания по управлению собственной креативностью (от лат. creatio – созидание), возможно эффективно распоряжаться своей жизнью и реализовывать собственные творческие способности, тем самым достигая конкурентное преимущество в креативной среде.

 

Библиографический список

 

1. Вагин Ю.Р. Креативные и примитивные. Основы онтогенетической персонологии и психопатологии/Ю.Р. Вагин//. Пермь, ПГМА, 1996.

2. Гастев А.К.Трудовые установки/А.К. Гастев. - М., 1973.

3. Креатив как территория прогресса. Сибирь XXI века: Монография под ред. О.А. Карловой, 2007.- Красноярск, 2007. - 538 с.

4. Кук М. Эффективный тайм-менеджмент: Как рационально спланировать свое рабочее и свободное время / Маршал Кук. – М., 2003. – 336 с.

5. Кук П. Креатив приносит деньги / Питер Кук; перевод с англ. – Минск, 2007 – 384с.

6. Ноздренко Е.А. Эффективный самоменеджмент / Е.А. Ноздренко. – Красноярск, 2005.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / К. Роджерс. – М., 1994. – 480 с.

8. Тафель Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии / Р.Е. Тафель // Вопр. психологии. – 1972. – N 4. – С. 166-174.

9. Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу / Г.Торо. – М., 1984.

10. Тэйлор Ф.У.Управление - это наука и искусство. – М., 1992.

11. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/Р. Флорида. – М., 2007.

12. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности труда / Г. Эмерсон. - М.: "Бизнес - Информ", 1997. - 197 с.