Социальные круги

Социальные круги - это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Также следует отметить, что это наиболее устойчивый вид квазигрупп, который имеет тенденцию к переходу в социальную группу.

Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная функция социальных кругов состоит в обмене взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Можно сказать метафорически, что круги - это общности дискутирующих людей.

Узкая направленность взаимодействий, пассивность и отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми социальными образованиями.

Вместе с тем индивиды, их формирующие, проходят определенный отбор в основном по двум критериям:

1) общая заинтересованность в теме дискуссии - так образуются, например, кружки по интересам, круги футбольных болельщиков, обсуждающих итоги матча, собрание на улице людей, обсуждающих политические события, и т.п.;

2) принадлежность к определенной субкультуре - например, деловые круги (объединяющие бизнесменов), круги высших слоев общества, круги профессионалов, обсуждающих специфические, узко-профессиональные вопросы, и т.д.

Виды социальных кругов:

Контактные круги - это социальные общности, контакт между членами которых детерменирован пространственным фактором. Например, постоянное посещение каких-либо кружков и секций, либо соседство на одной лестничной площадке, либо постоянные встречи в транспорте или каких-либо мероприятиях.

Наличие общей заинтересованности в теме дискуссий позволяет им завязывать мимолетные знакомства или обмениваться мнениями по интересующим их вопросам. Границы таких общностей крайне неопределенны и размыты. Контактные круги легко создаются, но также легко и распадаются. Возникновение таких кругов характерно для вновь созданных студенческих групп, когда их члены начинают искать общие темы.

Профессиональные круги, или круги коллег, - это социальные общности, члены которых собираются для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку. Они возникают в рамках формализованных групп на предприятиях, симпозиумах, встречах, совещаниях, среди рабочих, инженеров, ученых, артистов. Наиболее известны политические круги, создаваемые профессиональными политиками для обмена информацией в области политической деятельности. Профессиональные круги являются более прочными образованиями, чем контактные круги, и часто переходят в устойчивые социальные группы. Кроме того, от участников профессиональных кругов требуется выполнение определенных норм и, стало быть, в них повышается степень социального контроля.

Дружеские круги - это социальные общности по обмену информацией, возникающие среди индивидов, объединенных отношениями дружбы. Обычно под дружескими социальными кругами подразумеваются компании, время от времени собирающиеся и обсуждающие насущные проблемы или состоящие в переписке, в том числе виртуальной. Дружеский социальный круг может превратиться в дружескую группу, если входящие в него индивиды будут действовать согласованно, разделять сходные образцы поведения и иметь систему ожиданий относительно действий друг друга.

Статусные круги - социальные общности, образующиеся по поводу обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы. Примером такой общности можно считать аристократические круги, круги изгоев (бомжей), женские или, напротив, мужские круги, круги пенсионеров. Во всех приведенных случаях круг формируется из личностей, занимающих одинаковые статусы. Статусные социальные круги формируются в основном по принципу принадлежности к одной субкультуре и являются относительно трудно-доступными для индивидов, имеющих другой статус.

Все социальные круги могут иметь лидеров, т.е. лиц, которые аккумулируют, обобщают различные мнения и высказывания которых имеют значение для членов данного круга и влияют на их поведение. Эти лидеры неформальны и не обладают возможностью контролировать поведение членов социального круга (они получили название "лидеров мнения").

Изучение социальных кругов представляет не только научный, но и практический интерес по двум причинам.

Во-первых, они являются социальными образованиями, в которых зарождается, и формируется общественное мнение, которое именно здесь обретает силу и воздействует на поведение людей в социальных группах.

Во-вторых, потому, что социальные круги - это основа для образования активно действующих социальных групп.

Итак, квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями. Если проанализировать признаки отличия квазигрупп от социальных групп, то коротко это: неустойчивость и еще не оформившаяся внутренняя структура взаимодействия.

3. Социальная группа

 

В первом пункте нашей лекции мы выделили социальную группу в качестве разновидности социальной общности. Но следует отметить, что сам вопрос о соотношении этих понятий – группы и общности – имеет несколько решений. Одни определяют социальную группу как родовое понятие (то есть включающее в себя) по отношению к социальной общности, аргументируя это тем, что именно понятие «группа» фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др. - поэтому общность является разновидностью социальной группы. Другие рассматривают эти категории как пересекающиеся: не все социальные общности являются группами (например, квазигруппы, социальные категории), не все группы – общностями(искусственно созданные группы – социальные организации). Третьи, к коим относится и наша позиция, родовым понятием определяют общность. В основе последней точки зрения лежит рассмотрение социальной общности как более широкой социологической категории, фиксирующей 2 ключевых момента: наличие одинаковости в тех или иных параметрах (социокультурных, демографических) и наличие социальных отношений и связей в совокупности людей. Далее дифференциация общностей строится на основе осознаваемости «одинаковости» людьми и устойчивости социальных связей – здесь уже вариации по степени выраженности данных признаков. Итак, дадим определение социальной группе.

Социальные группы –это совокупности людей, характеризующиеся устойчивыми социальными отношениями между ее членами, наличием определенной солидарности по поводу форм и целей взаимодействия.

Возникновение социальной группы из квазигруппы подразумевает минимум 5 пунктов:

1.Наличие цели группового взаимодействия.

2.Создание статусно-ролевой структуры, как правило, иерархичного типа ==> появление лидера

3.Появление групповой солидарности.

4.Появление социального контроля.

5.Непрерывную идентификация и самоидентификация.

1)-индивиды более или менее четко понимают функциональное назначение группы

2)-индивиды создают статусно-ролевую структура группы, а значит создают систему взаимных ожиданий. Каждый приблизительно знает как на то или иное действие отреагирует групповой партнер, что упрощает согласование взаимодействия. При этом статусная структура выстраивается, как правило, в форме иерархичных связей, а значит, в ней, как правило, наличествует лидер.

3)-наличие взаимодействия, признание статусно-ролевых позиций, взаимных ожиданий, а также уже проявляющийся здесь элемент социального контроля порождают феномен групповой солидарности, группового единения, превалированием в сознании членов группы интересов группы и членов группы, перед интересами негрупповых субъектов. При этом важным фактом является неизбежная тенденция формализации статусно-ролевой структуры взаимоотношении при увеличении группы в размерах, что может породить особый тип группы – организацию.

4)-таким образом, в группе рождается социальный контроль, который порождает тенденцию к групповому конформизму.

5)-параллельно и непрерывно происходит процесс идентификации и самоидентификации, себя как члена группы, группой идивида как своего члена, иными субъектами происходит признание индивида как члена группы, признание иными субъектами группы как группы, как некоего субъекта.

Тем не менее, следует отметить, что хотя структура групповых взаимоотношений может быть устойчива продолжительное время, она все равно динамична, все равно уже в рамках группы могут происходить групповые процессы, как то – столкновение позиций, раскол группы или просто появление в рамках группы определенных подгрупп, которые сами по себе являются группами.

Лидерство и руководство в социальных группах:

 

Создание в группе статусно-ролевой системы подразумевает неравноценность самих ролей. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Это роли лидеров.

Типология лидеров в высшей степени разнообразна, приведем лишь три из них, которые, как представляется, помогут раскрыть основное содержание этого понятия:

· -по источникам власти (М.Вебер)

· -по функциональной направленности (Р.Белз)

· -интегральная типология

 

По источникам власти (М.Вебер)

 

Немецкий социолог М.Вебер выделял три типа лидерства по источникам власти лидера:

· -традиционное (основано на традиции). Традиционные типы лидерства в современном обществе почти не встречаются, однако в обществах с архаическими устоями до сих пор практикуются – например, монархия в Саудовской Аравии, советы старейшин в разнообразных родоплеменных общинах и т.д.

· -харизматическое - основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует в первую очередь благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него и возникающей отсюда поддержкой. Харизматическое лидерство приводит к созданию «харизматической группы» - пример такой группы, деятельность религиозных сект, где основатели секты претендуют на роль пророков.

· -рационально-легальное -основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

Для объяснения механизма перехода из харизматического лидерства в рационально-легальное М.Вебер ввел понятие «рутинизации харизмы». Как процесса постепенного снижения привлекательности харизматического лидера. Также следует отметить, что харизматические группы, по достижении определенного размера становятся почти неуправляемыми в рамках межличностных отношений, а потому имеют все большую тенденцию к формализации и бюрократизации, в итоге «рутинизация харизмы» и в силу того, что «харизматический лидер» начинает ассоциироваться с символом бюрократической организациии, степень поддержки которой варьируется от эффективности выполнения целей, ради которых она создавалась и уже лишь в малой степени базируется на харизме.

 

По функциональной направленности (Р.Белз)

Белз выделил два типа лидерства:

· -инструментальное

o –инструментальный лидер - лидер, организующего, направляющего действия членов группы на достижение четко поставленной цели

· -эмоциональное

o –эмоциональный лидер – лидер, создающий эмоциональный настрой, обеспечивающий высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи