Место лекции в учебном процессе.

Из названных выше функций лекции ясно, для чего нужна каждая.

Информационно-ориентирующая функция служит делу общей ориентировки в научных проблемах и настраивает студента на самостоятельное изучение литературы.

Ориентирующая функция - это более детальная ориентировка в самой конкретной проблеме и в касающейся ее научной литературе, а также ознакомление с авторами теорий, учеными-психологами.

Разъясняющая, объясняющая функция лекции делает сложные для студента научные положения понятными и доходчивыми.

Убеждающая функция превращает знания в собственные убеждения студента.

А что касается увлекающей, воодушевляющей функции, то она призвана делать любую лекцию интересной и увлекательной, чтобы вызванный интерес к психологии воодушевил студента на дальнейшее ее изучение.

Таким образом, какую бы функцию лекции мы ни взяли, ни одна из них задачу обучения до конца не решает, но зато все они нацеливают студента на последующую самостоятельную работу с психологической литературой.

Образно говоря, лекция служит как бы детонатором, включающим в работу мыслительную деятельность студента и направляющим ее в нужное русло. Можно назвать ее и источником его познавательной активности. Словом, с лекции только начинается знакомство с научными идеями, а их настоящее усвоение еще впереди и может быть достигнуто только благодаря самостоятельной работе с научной литературой и занятию психологическим практикумом.

Существуют разные уровни знаний:

- иметь представления - лекция;

- знать - семинар;

- уметь – практическое занятие;

- иметь навык (опыт) – практика (стажировки и практики).

Кроме этого, этапами обучения (усвоения) выступают:

- представление – восприятие учебного материала – лекция;

- запоминание учебного материала (зубрежка) – самостоятельная работа (в т.ч. под руководством преподавателя);

- переосмысление учебного материала – семинарское занятие;

- применение на практике усвоенного – практическое занятие, практика, стажировка.

Формы лекционных занятий и их краткая характеристика.

Лекция-беседа. Это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения обучаемых в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Её преимущество перед традиционным «монологическим» чтением лекции состоит в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определить более адекватное для данной аудитории содержание, способы и приёмы изложения учебного материала. Лекция-беседа позволяет расширить круг мнений, привлечь коллективный опыт и знания.

Активное участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить следующими приемами.

1.Вопросы к аудитории. В ходе изложения лекции преподаватель задает обучаемым вопросы, которые предназначены не для проверки знаний, а для выяснения мнений и уровня осведомленности учащихся по рассматриваемой проблеме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, получая при этом возможность более доказательно изложить очередной тезис выступления.