Стратегическое планирование

Содержание планирования как функции управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: перспективное или стратегическое; среднесрочное или тактическое и текущее или оперативное.

Перспективное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности предприятия, например, расширение производственных мощностей путем внедрения новых производств (переработка молока, мяса), строительства новых производственных помещений или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Перспективное планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления.

Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия:

- определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

- внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

- диверсификация производства и обновление продукции;

Диверсификация(от лат. diversificatio – изменение, разнообразие) – распространение хозяйственной деятельности предприятия на новые сферы (расширение номенклатуры продукции; видов предоставляемых услуг и т.д.).

 

- совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка и нестабильности экономического положения в стране неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. На основе программы разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т.е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период (Здесь делается расчет на то, что будущее всегда лучше прошлого). Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций.

Цель стратегического планирования – дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

Основу разработки стратегического плана составляют:

1. Анализ перспектив развития предприятия, задача которого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций.

2. Анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого – определить, насколько конкурентоспособна продукции предприятия на разных рынках и что предприятие может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности.

3. Выбор стратегии на основе анализа перспектив развития предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами.

4. Анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

Стратегический план выражает стратегию предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Чтобы иметь четкое представление об основных стратегических направлениях своей деятельности в условиях рынка предприятия разрабатывают бизнес-план.

В бизнес-плане должны найти отражение следующие положения: что намеревается производить предприятие; как будет организован этот процесс; кто им будет руководить; для чего все это будет делаться; когда и чем эта деятельность должна завершиться. Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный такой план даст перспективу развития предприятия, то есть, в конечном счете, отвечает на вопросы: стоит ли вкладывать деньги в то или иное мероприятие, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы, но обычно в нем содержатся следующие разделы:

1. цели и задачи деятельности предприятия;

2. основные показатели и параметры плана;

3. характеристика производимой продукции, товаров и услуг;

4. оценка конъюнктуры рынка, сбыта, спроса и объема продаж;

5. план действий (В сфере производства, реализации и т.д.) и организационные меры;

6. требуемые ресурсы и источники их получения;

7. эффективность деятельности предприятия.