Японская модель управления качеством
Лекция 3. Системы модели управления качеством продукции
Таблица 2.1
Применяемость некоторых показателей качества продукции по ее видам
Показатели качества продукции | Продукция, расходуемая при использовании | Продукция, расходующая свой ресурс | |||
Сырье и природное топливо | Материалы и продукты | Расходуемые изделия | Ремонтируемые изделия | Не ремонтируемые изделия | |
Функциональной пригодности | + | + | + | + | + |
Надежности: | + | + | + | (+) | (+) |
безотказности | - | - | (+) | + | + |
долговечности | - | - | (+) | + | + |
ремонтопригодности | - | - | (+) | - | + |
сохраняемости | + | + | + | + | (+) |
Эргономичности | - | - | + | (+) | (+) |
Эстетичности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
Технологичности | |||||
в производстве | + | + | + | + | + |
при применении | (+) | (+) | + | (+) | + |
Ресурсопотребления | - | - | - | (+) | (+) |
Безопасности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
Экологичности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
знак «+» означает применяемость, знак «-» неприменяемость знак «(+)» ограниченную применяемость некоторых групп данного вида продукции.
Японская система управления качеством прошла несколько этапов и называлась в разные годы по-разному («qualitycontrol» , «totalqualitycontrol»). В русском переводе ее правильное название «Тотальная система контроля качества» (TQC).Неоспоримо, что мировой резонанс этой системы был вызван сильнейшей мотивацией к высокому качеству труда работников самого предприятия.
Выделим семь главных «инструментов» японского управления качеством:
в области кадровой политики:
- организация кружков качества и поддержание низшей иерархической ступени управления;
- организация временных коллективов, объединяющих специалистов участков, заинтересованных в проблемах качества;
- достижение консенсуса при принятии решения о внедрении того или иного усовершенствования;
- проведение самоконтроля каждым работником на своем рабочем месте;
- достижение того, чтобы каждый работник стремился сделать свою работу качественно, укрепляя тем самым собственный престиж; иных экономических стимулов с повышением качества выполняемой работы;
- щедрое выделение средств на образование, подготовку кадров, повышение квалификации.
На фирмах Японии применяется целая система нематериального (морального) стимулирования хороших работников: продвижение по службе; выдача премий, ценных подарков; выдача авторских свидетельств; проведение специальных заседаний, на которых отмечается высококачественная деятельность сотрудника; предоставление льгот на покупку акций предприятия; оплачиваемые поездки на предприятия заказчика (в том числе и в другие страны); публикация специальных статей во внутрифирменном издании (прессе); организация загородной поездки для работников с семьями за счет фирмы; организация совместных обедов работников с руководством фирмы; специально отведенные места для парковки машин и т.п. Своеобразен и порядок ротации на японских фирмах :в Японии считают, что длительное пребывание работника в одной должности приводит к потере его интереса к работе, снижению уровня ответственности. Поэтому трудовая ротация является нормой и часто совмещается с продвижением по службе.
Частота ротации зависит от ряда обстоятельств (возраст, стаж, специальность и др.) и может колебаться от 4 до 7 лет. В результате каждый служащий приобретает 5—6 специальностей и становится профессионалом широкого профиля.
Комплексное управление качеством;
система «Канбан»
Смысл работы по системе «Канбан» состоит в том, что на всех фазах производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей производственной операции «точно во время», т.е. именно тогда, когда это нужно, а готовые изделия производятся и отправляются в тот самый момент, когда в них есть потребность в торговой сети.
Система «Канбан» предусматривает выполнение производственных заказов не по неделям, а по дням и даже часам. При этом диспетчеризацию заказов выполняют сами рабочие. Система «Канбан» предусматривает уменьшение объема обрабатываемых партий, сокращение задела, практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов. В результате ликвидируются большинство складских помещений и высвобождаются производственные площади, ранее использовавшиеся для размещения задела.
Главное преимущество системы «Канбан» в ее простоте, однако внедрить ее отнюдь не просто. Например, применение этой системы практически невозможно без существенного сокращения времени переналадки и переоснащения производственного оборудования, а также без выполнения ряда других предварительных условий, достижение которых стало возможным лишь на базе научно-технического прогресса. Применение системы «Канбан» требует больших затрат, однако после ее внедрения затраты с лихвой окупаются и достигается большой экономический эффект за счет рационального использования материалов, повышения производительности труда и качества продукции.
Стремясь наиболее эффективно использовать статистические методы управления качеством, японские специалисты (в 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE)) разработали такие процедуры, которые достаточно просты для применения, то есть не требуют специальных знаний, но в то же время дают результаты, позволяющие профессионалам оперативно анализировать и совершенствовать производственный процесс.
Совокупность используемых методов получила название «семь простых методов контроля качества» и содержит:
• контрольные листки,
• диаграммы Парето,
• диаграммы Исикавы.
• гистограммы,
• диаграммы рассеивания,
• контрольные карты,
• расслоение (стратификация).
Рассмотрим каждый из этих методов.