Учебная дисциплина «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ.
Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.
Типологии жизненных стратегий | |
Типология Н.Ф. Наумовой | Типология Ю.М. Резника |
Стратегия успешной внешней адаптации | Стратегия жизненного успеха |
Стратегия эффективной внутренней адаптации | Стратегия самореализации |
Стратегия выживания | Стратегия жизненного благополучия |
Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.
В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:
· по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;
· по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);
· по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;
· по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);
· по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;
· по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;
· по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;
· по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;
· по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;
· по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);
· по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);
· по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);
· по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;
· по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;
· по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;
· по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;
· по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.
Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.
Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.
Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:
Рассмотрим все элементы данного рисунка:
- стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;
- волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;
- корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;
- флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.
Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.