Необходимые навыки и качества менеджера
Кадры управления и их роли
Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами 10 ролей, которые играют руководители в разные периоды и в разной степени. Г. Минцберг сгруппировал эти роли в 3 концептуальные категории: информационные (управление информацией); межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Роль – это набор представлений о поведении менеджера. Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге обеспечивает выполнение всех четырех управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль).
Информационные роли состоят в сборе информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов, нормативных установок и разъяснении политики и основных целей организации.
Межличностные роли подразумевают взаимодействие менеджера с другими людьми как внутри организации, так и вне ее. Они формируют отношения внутри и вне организации, создают благоприятный морально-психологический климат в коллективе, мотивируют членов организации на достижение целей, координируют их деятельность и представляют организацию во внешней среде.
Роли по принятию решений выражаются в том, что менеджер определяет стратегию развития организации, решает вопросы распределения ресурсов, ведет переговоры с профсоюзами, клиентами, осуществляет текущие корректировки.
Менеджер должен обладать разнообразными управленческими навыками и способностями. Обычно они объединяются в три группы: концептуальные, коммуникативные, технические. Эффективный менеджер должен обладать всеми тремя видами навыков, но степень их необходимости зависит от положения менеджера на служебной лестнице. Менеджеры высшего звена в первую очередь должны обладать концептуальными навыками, менеджеры низшего звена – техническими. Коммуникативными навыками в равной мере должны обладать менеджеры любого уровня.
Перечислив необходимые менеджеру навыки, отметим качества эффективного руководителя. Поскольку управление – это наука, профессия, поэтому, чтобы ею овладеть, надо пройти специальное обучение. Но, кроме того, управление – это искусство. Оно требует организаторских способностей, своеобразного таланта руководителя. Управляющий прежде всего должен быть хорошим организатором с трезвым, расчетливым умом, обладать даром предвидения, смелостью, решительностью, способностью пойти на риск, должен быть новатором, восприимчивым к новым идеям, иметь деловую хватку. Должен уметь строить и регулировать взаимоотношения и психологический климат в коллективе. Кроме того, он должен обладать и высокими моральными качествами: честностью, порядочностью, справедливостью, трудолюбием, добротой. Назовем и определенные физические характеристики: внушительная внешность, активность, энергия, здоровье.
тоды управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» - греческого происхождения (в переводе означает способ достижения какой либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Итак, методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством.
В системе методов управления персоналом выделяют:
Ö Административные методы;
Ö Экономические методы;
Ö Социально-психологические методы.
Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.
Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.
Экономические методы (экономическое стимулирование, материальная ответственность, ценообразование, кредитование, налогообложение) выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.
Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельныеличности. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе компаний.
Психологические методы(отбор и обучение кадров, гуманизация труда, мотивация) играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны.
Основные принципы управления:
- чёткое разделение труда;
- чёткая регламентация полномочий и степени ответственности каждого работника;
- строгая дисциплина;
- принцип единоначалия;
- принцип единства направления: коллектив должен иметь единую цель, единый план, единого руководителя;
- подчинённость личных интересов общим интересам;
- справедливое вознаграждение работникам;
- централизация в системе управления;
- четкая регламентация полномочий руководителя;
- принцип справедливости в разрешении конфликтных ситуаций;
- принцип стабильности рабочих мест;
- поощрение инициативы низовых работников
Системы управления.независимо от их природы и назначения обладают следующими специфическими особенностями:
- информационными связями. Они играют решающую роль в сохранении целостности системы управления.
- некоторым множеством допустимых ветвей поведения системы, из которых выбирается наиболее предпочтительная. Если альтернатив поведения нет, то и управление как таковое практически отсутствует;
- наличием определенных структур, которые отражают контуры систем управления;
- открытостью, означающей возможность воздействия на систему управления со стороны внешней среды, а также ее обратного влияния на внешнюю среду, что может иметь самые различные последствия;
- целенаправленностью. При отсутствии цели управление бессмысленно.
2.2. Основные виды управления.
Существует множество классификаций управления. Рассмотрим одну
из них, использующую в качестве критерия степень участия человека
в реализации управленческих воздействий.
В соответствии с ней выделяют 4 вида управления:
техническими; эргастическими; организационными системами; природными системами.
Организационные системы — это социальные системы: группы, коллективы, общество в целом.
Выделяют следующие виды управления организационными системами:
прямое управление — директивное (приказное) управление.
координацию. Она обеспечивает согласованность действий различных самостоятельных, автономных элементов организационной системы.
Основные виды управления:
по степени сосредоточения власти:
•централизованное
частично централизованное;
•децентрализованное;
характеру взаимодействия системы с окружающей средой.
•в конфликтной ситуации;
в неконфликтной;
в зависимости от объектов управления:
•внутреннее;
•внешнее;
по значимости системы возмущающих воздействий или последствий решения проблем:
•стратегическое;
•тактическое (оперативное);
характеру причинно-следственных отношений:
•стохастическое;
• детерминированное;
способу воздействия на ситуацию:
•ресурсораспределительное;
•конфигурационное;
•маргинальное;
•смешанное;
соотношению скорости решений и появления новых воздействий внешней
среды:
•постсобытийное;
•упреждающее;
уровню использования организационно-распорядительных методов:.
•прямое;
•косвенное;
•смешанное;
отношению к использованию целей как инструмента управления:
• программно-целевое (программа плюс отклонения от нее);
• функциональное (цели не формулируются, а только рациональное выполнение функций, исходя из их назначения);
требуемой кратности управленческих воздействий:
•многошаговое;
•одношаговое;
частоте появления проблем:
уникальное;
•повторяющееся;
в зависимости от характера ситуации:
хорошо формализуемое;
слабо формализуемое;
неформализуемое.