США в последней трети XIX в.

В период Гражданской войны позиции Республиканской партии на политической арене США были неоспоримо выше, чем партии демократов. Она сыграла и главную роль в процессе реконструкции политической власти, в экономических интересах промышленных и финансовых кругов, занявших передовые позиции не только на Севере страны, но и на потерпевшем поражение рабовладельческом Юге. Это касалось многих промышленных компаний, но особенно в этом преуспели железнодорожные компании, получившие огромную и хорошо ими оплаченную поддержку со стороны Республиканской партии.

В 1870-1880 гг. во многих штатах были приняты законы, которые отменяли предельные размеры корпоративных капиталов, что давало право последним заниматься многими видами хозяйственной деятельности и выпускать акции без указания их номинальной стоимости. Благодаря патерналистской политике государства в стране возникли такие крупные экономические корпорации, как “Дженерал Моторс”, “Стандарт ойл”, “Юнайтед Стэйтс стил” и др., за которыми стояли такие известные теперь имена, как Форд, Карнеги, Рокфеллер. С этого момента США встают на путь корпоративного развития в экономике. Что касается социальных последствий такого развития, то здесь сложилась ситуация, когда на одном полюсе появилась богатая экономическая элита, а на другом - основная масса населения, разрыв между которыми с каждым годом становился все более ощутимым.

В политической сфере также наблюдались заметные противоречия. С одной стороны, в рассматриваемый период к старым политическим институтам добавились новые демократические нововведения. С другой, в южных штатах страны появился избирательный налог и ценз грамотности, которые резко сократили численность избирателей, особенно черных.

Однако самым главным фактором в развитии американского общества становится экономическое воздействие “денежного мешка” на власть. Сама же власть все более приобретает очертание политической структуры либерально-демократического общества. Соответственно все более возрастает роль политических партий. Многие исследователи характеризуют рассматриваемый период как время партийного правления. И действительно, общественно политическая роль партий в конце XIX в., оказалась наивысшей за всю американскую историю, хотя в Конституции США о партиях вообще не существовало никаких упоминаний.

Надо сказать, что в партийной деятельности последней трети XIX в. можно увидеть два главных момента: 1) обе партии в финансовом и организационном отношении оказались, если не впрямую, то косвенно тесно привязанными к промышленно-финансовому капиталу страны, имевшего корпоративную форму существования и развития; 2) в самóй практической деятельности и демократической и республиканской партий возобладали методы, свойственные бизнесу. Это явление известно в историографии США как боссизм: партийные боссы обеих партий обладали властью, которую вполне можно было сравнить с властью промышленных и финансовых воротил в бизнесе.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что диапазон различий между двумя противодействующими партиями в рассматриваемый период приблизился к минимуму. Различие между демократами и республиканцами имело место более всего в риторико-идеологической сфере. Например, в программных документах Демократической партии в последней четверти XIX в. можно было заметить антимонопольную позицию, чего не было в платформе Республиканской партии. Однако эти незначительные различия между двумя партиями исчезали в практике их деятельности. Это касалось одинаковых позиций партий к постоянному повышению пошлин на импортные товары, и их позиции в отношении фермерских хозяйств, позарившихся на так называемые “дешевые деньги” (так называлась идеология, обещавшая значительную прибыль в сельскохозяйственном производстве, которой так и не последовало).

В рассматриваемый период, который получил название “золотого века” из-за появления в это время таких крупных финансово-промышленных магнатов как Джон Д. Рокфеллер, Эндрю Карнеги, Джон П. Моргани другие, произошла заметная эволюция во взаимоотношениях трех ветвей власти. Во взаимоотношении исполнительной и законодательной власти первенство неизменно принадлежало второй, внутри которой - Конгрессе США- стало заметно возвышение верхней палаты - Сената. В американской элите сенаторы пользовались таким же уважением и престижем, как и руководители (они же и владельцы) финансово-промышленных корпораций. Боссы-сенаторы постоянно противодействовали попыткам президента страны проводить самостоятельные политические акции. И такие действия сенаторов имели успех: президенты этого периода от Уллиса С. Гранта до Гровера Кливленда (единственный в истории США, кто находился в должности президента дважды, но не подряд, а через четырехлетнее президентство Бенджамина Гаррисона) выглядели в своих государственных деяниях весьма скромно по сравнению со своими предшественниками, например, такими как Э. Джексон и А. Линкольн. Только один из них Джеймс А. Гарфилд, умерший в результате покушения на него в 1881 г. несколько месяцев спустя после инаугурации(официальное вступление в должность), удостоился весьма лестной характеристики личного секретаря А.Линкольна Джона Хея, считавшего, что Гарфилд вступил на пост президента с большей и лучшей подготовкой и большими интеллектуальными способностями, чем любой другой президент за полвека до него.

Во внешней политике США этого периода доминировали такие тенденции как стремление усилить свое влияние не только в Новом Свете, которое американцы уже имели после американо-мексиканской войны, но и в странах Старого Света, особенно в Великобритании, Франции, Испании и Португалии (второе, правда, удавалось осуществить менее успешно, чем первое).

Приемнику А. Линкольна Э. Джонсону удалось, используя дипломатический нажим, ускорить вывод французских войск из Мексики и внести таким образом вклад в восстановление мексиканской независимости. В годы его же президентства Соединенные Штаты в 1868 г. купили за 7,2 миллиона долларов у России стратегически важную и богатую сырьем Аляску.

Политические наблюдатели периода президентства Бенджамина Гаррисона(1889-1893) отмечали грубость и негибкость его внешней политики, которая тем не менее показывала миру, что Америка взяла на себя ведущую роль в Западном полушарии, подтверждая таким образом преданность политике “Доктрины Монро”(внешнеполитическая программа, провозглашенная в 1823 г. пятым президентом США Джеймсом Монро, которая декларировала принцип взаимного невмешательства стран Старого и Нового Света во внутренние дела друг друга). В полной мере в мировую политику США вступили на рубеже XIX и XX вв. при президенте Уильяме Мак-Кинли(1897-1901).

В четырехлетний период его президентства CША особенно активно проводили внешнюю политику: 1898 г. война с Испанией, которая получила название “Великолепная маленькая война”и в результате которой американцам отошли Пуэрто-Рико, Гуам и Филиппины. Главным следствием американо-испанской войны стала так называемая “политика открытых дверей”, провозглашавшая равноправный и свободный доступ США к азиатскому, и прежде всего к китайскому рынку. Эта политика стала одним из основных экономических принципов всей американской внешней политики в ХХ в.