Борьба за Независимость и Формирование Собственной Политической Системы
После формального провозглашения колонистами своей независимости антиколониальная война продолжалась еще 7 лет, т.е. до 1783 г., но окончательно внутриполитическое переустройство страны завершилось в 1787-1788 гг. с принятием Конституции, реально провозгласившей появление на карте мира нового государства. По сути дела, начальный период становления политической системы США стал временем окончательного освобождения страны от колониального прошлого.
В этот период политическая элита США разделилась на две основные группы: демократов, стремившихся трансформировать политический строй, сложившийся в провинции, и умеренных, желавших упрочить свой контроль в складывающейся политической системе страны. Эти две группы явились прародительницами будущих двух основных партий страны - демократической и республиканской, соперничающих друг с другом на политической арене США до сих пор.
Среди эгалитарных планов, которые выдвигали демократы, для американского общества наиболее приемлемыми оказались проекты, выдвинутые Т. Джефферсоном. В них автор заявлял, что громадные просторы неосвоенных плодородных земель на западе страны являются хорошим плацдармом для обращения в фермеров бедных слоев американского населения. Джефферсоновский аграрный проект предусматривал распределение земельных участков в размере 50 акров (20 гектаров) среди бедняков огосударствленных западных территорий. Практика показала, что этот проект не получил ожидаемого распространения.
Вообще, демократам была свойственна вера в то, что характер политической власти определяется прежде всего конституцией, которая, по их мнению, не должна быть результатом законотворчества парламентской или судебной власти, как это сложилось в Англии. Единственным источником Основного закона страны, коим и должна была стать конституция, они считали само гражданское общество, точнее - его волеизъявление. Предложение демократов о введении прямой демократии, которая включала в себя народные референдумы и наказы избирателей, на практике была реализована ограниченно. Большинство американского общества поддержало концепцию представительной, т.е. парламентской, а не прямой демократии.
Поскольку США создавались сначала как конфедеративное государство, то важнейшей задачей в ходе его становления было отношение центральной власти с 13 штатами, из которых первоначально и состояла вся страна. Для этого 12 июля 1776 г. Континентальный конгресс как общеамериканский политический орган, сформировал комитет по подготовке статей Конфедерации во главе с Д. Дикинсоном. Однако его проект, наделявший широкими и неопределенными полномочиями общеамериканский центр, был отвергнут членами Континентального конгресса. 14 ноября 1777 г. был одобрен и передан на ратификацию штатам другой проект, в котором провозглашалось вступление североамериканских штатов в так называемую “Лигу дружбы”. Основным тезисом этого проекта стало провозглашение суверенитета, свободы и независимости каждого штата. Поскольку о верховенстве Конфедерации в этом проекте не упоминалось, то штаты выступали в нем как самостоятельные государства. Все права Континентального конгресса, в том числе и “исключительные”, сопровождались оговорками, которые так или иначе подчеркивали суверенитет штатов (например, для реализации “исключительных прав” Конгресса требовалось согласие не менее двух третей штатов).
Из трех ветвей власти демократического государства статьи Конфедерации предусматривали создание только одной, а именно - законодательной. Исполнительная власть была оформлена в этих Статьях как придаток законодательной. Правда, объективные обстоятельства заставили Континентальный конгресс создать в обход Статей Конфедерации иностранный, военный, военно-морской и финансовый департаменты, во главе которых находились постоянные секретари.
Сам же Конгресс состоял из одной палаты, в которой ее депутаты ежегодно сменялись легислатурами (законодательными органами штатов). Каждый штат, независимо от количества делегируемых депутатов, в Конгрессе имел только один голос. Для ратификации Статей Конфедерации необходимо было единодушное согласие всех штатов. Это стало причиной того, что они вступили в силу только 1 марта 1781 г.
Этот документ более всего отразил разногласия между штатами, которые решали прежде всего свои тактические цели. Преследуя прежде всего свои сиюминутные экономические интересы, они не думали о такой стратегической цели, как национальное единство. Однако в ходе революции все более усиливались тенденции централизма, которая стала выражением интересов не только складывающейся политической элиты страны; централизация страны, и стало быть ее политического аппарата, объективно способствовала укреплению государства и его экономического развития. Смысл государственной централизации был очевиден, и для ее осуществления многое было сделано такими политическими деятелями США, как Пейн, Франклин, Раш и другими демократами. Их поддерживало и большинство городского населения североамериканских штатов.
Политическое движение американской политической элиты, стремившееся создать сильное общенациональное государство, известно в истории США как федералистское. Это движение условно можно разделить на два этапа.
Первый из них (1770-1783 гг.) характерен доминированием в нем экономических и внешнеполитических интересов. Наиболее известными политическими деятелями этого периода в федералистском движении был А. Гамильтон, Р. Моррис, Д. Варнум, Д. Рут, Э.Корнел и др. Их основным лозунгом было предоставление Континентальному конгрессу “власти кошелька”, что обозначало существование у Конгресса права принудительных действий по отношению к штатам, которые всеми правдами и неправдами старались уклониться от своих финансовых обязательств.
Второй этап движения федералистов (1783-1787 гг.)был характерен резким обострением конфликтов внутри страны, в которых выявилось несостоятельность штатов во всех сферах социально-экономической и политической жизни вне контекста центральной государственной власти. Решающим фактором в укреплении федералистских настроений стало восстание под руководством ветерана армии Даниэла Шейса в Массачусетсе (1786-1787 гг.). Многие политические деятели этого влиятельного штата в Новой Англии, не принимавшие ранее идеологии федерализма, вынуждены были признать необходимость перестройки североамериканской Конфедерации. На втором этапе многие политические деятели США поняли необходимость сильного национального государства, выдвинув законченное обоснование этой необходимости. Среди них особо важные аргументы в пользу сильного централизованного государства выдвинули такие известные в истории страны политики, как Дж. Адамс, А. Гамильтон и Д. Эдисон.
Под влиянием подобного рода идей федералисты на общеамериканском конвенте в Филадельфии (май - сентябрь 1787 г.) отвергли Статьи Конфедерации, обратившись к составлению Основного закона федерального государства, т.е. Конституции Соединенных Штатов Америки. В дискуссиях по этому важнейшему вопросу звучал и тезис о том, какое из прав человека должно быть признано приоритетным. Им было признано право на собственность. “Говорят, что жизнь и свобода, - рассуждал Г. Моррис, - должны цениться выше, чем собственность. Но при более внимательном рассмотрении необходимо будет признать, что высшей ценностью общества является именно собственность”.
Создатели Конституции Соединенных Штатов Америки максимально реализовали в этом документе принцип демократизма разделения властей. И несмотря на то, что в нюансах этот принцип понимался участниками конвента по-разному, все сошлись в главном: ветви власти должны быть независимы друг от друга, но органически дополнять и контролировать друг друга.
Особое внимание участники Конвента, но более всего федералисты, уделили созданию “единой и неделимой” исполнительной власти, которая должна была концентрироваться в руках президента. Важность централизации исполнительной власти федералисты видели в быстроте и эффективности проведения решений в жизнь. Некоторые федералисты разделяли мысли Ш. Монтескье о том, что “единая и неделимая” исполнительная власть должна быть облачена в монархические одежды (Д. Дикинсон, А. Гамильтон, Д. Макклюр. Г.Моррис, Д. Брум). Однако идея монархизма не получила широкой поддержки среди большинства членов конвента. Это большинство пришло к мысли о наделении “единой и неделимой” исполнительной власти президента, переизбираемого каждые четыре года (были предложения 7, 6 и даже 10-20 лет, но Конвент остановился на компромиссном варианте в 4 года). Филадельфийский конвент решил проводить выборы президента не прямым голосованием избирателей (это полностью повторяло практику избрания глав исполнительной власти в штатах). Избрание президента решено было проводить в два этапа через институт выборщиков, которые назначались в соответствии с порядком, определенным штатами. Только по прошествию нескольких десятилетий назначение выборщиков стало прерогативой самих избирателей.
Первоначально в проект Конституции США не был внесен так называемый Билль о правах (первые десять поправок Конституции), содержащий в себе гарантию таких свобод, как свобода слова, печати, собраний, вероисповедания и других “неотъемлемых прав” граждан США (это объяснялось некоторыми участниками Филадельфийского конвента тем, что эти права содержатся в конституциях штатов). Однако только в 1789 г. будущий президент США Дж. Мэдисон внес на рассмотрение Конгресса проект дополнения федеральной Конституции первыми десятью поправками, которые и вошли в историю как Билль о правах (его одобрение Конгрессом затянулось до 1791 г.)
Но самый консервативный характер носило решение участников Конвента в Филадельфии санкционировать с помощью федеральной конституции рабство черных невольников, завезенных из Африки, которое в ходе революции было запрещено в северо-восточных штатах. В этом вопросе конвент вынужден был уступить требованиям плантаторам юга страны.
Одобрение Федеральной Конституции 2 июля 1788 г. (она была одобрена в 9-ти штатах, что было достаточно для вступления ее в силу) стало прочной основой развития национального государства. Окончательно конституция проявила себя на практике после первых общеамериканских выборов и начала деятельности в 1789 г. трех ветвей власти - исполнительной в лице президента (им стал Джордж Вашингтон), законодательной, сосредоточенной в руках членов Конгресса и судебной, которая стала прерогативой Верховного Суда. Параллельно с этим процессом происходил и другой процесс, очень важный для формирования политической системы США. Это было зарождение первых политических партий, против существования которых выступили прежде всего поборники республиканских идей (лидер республиканцев Т. Джефферсон подводил под отрицательное отношение к партиям даже философское обоснование). Но идейные размежевания федералистов и республиканцев не могли не заложить основ формирования партий; в 1792 г. разделение политических деятелей страны на две противоборствующие группы и было не чем иным как зарождением двух партий. Процесс формирования политических партий стал постепенно перемещаться из центра в штаты.
В 1801 г., когда на очередных президентских выборах республиканцы впервые одержали победу (их лидеры Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон и Дж. Монро удерживали президентскую власть в течение 24 лет), они вынуждены были признать как свершившийся факт возникновение партийной структуры в стране. И в этой связи, следует признать, что в этой структуре возникает принцип преемственности власти, которую продемонстрировала Республиканская партия после смены ею федералистов у власти. Если до прихода к власти республиканцы были сторонниками аграрно-фермерского развития страны, то во время нахождения у власти они признали также необходимость индустриально-торгового пути, провозглашаемого их оппонентами - федералистами. В отличие от колониального периода, для времени независимого развития США стало характерно возникновение реального “политического рынка” с полнокровной конкуренцией различных политических сил.