Виды интервью

Задание для самостоятельной работы

План семинарского занятия

Лекция 4. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

1 Виды интервью

2. Влияние интервьюера:

3. Требования к интервьерам

4. Ход беседы.

5. Оформление протокола интервью

 

Вопросы для самоконтроля

 

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников — интервью­ер — помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника.

Формализованное интервью практически ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, но интервьюером.

К подобному способу прибегают для того, чтобы:

(а) убедиться в доброкачественности заполнения вопросника,

(б) получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать их сужде­ния) и

(в) в случае, когда письменный опрос оказывает­ся невозможным или затруднительным вследствие раз­нородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностей физических условий прове­дения опроса (например, на улице, где респондент, воз­можно, торопится, занят своими мыслями) и т. п.

Преимущества интервью перед анкетным опросом раскрываются в полной мере при использовании полу­формализованныхили неформализованныхего вариан­тов. В таких интервью предусмотрен лишь список ос­новных вопросов, частично их порядок (он может ме­няться по обстоятельствам), а получаемая информация служит для формулировки гипотез, выявления соци­альных проблем, подлежащих далее более систематичес­кому анализу.

Прямой контакт с опрашиваемым и психологичес­кие отношения, которые устанавливаются между интер­вьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем ан­кетного опроса. К сожалению, эти же преимущества обо­рачиваются новыми трудностями. Главная проблема — сведение к минимуму "возмущающего" влияния личнос­ти интервьюера.

НАЧАЛО

2. Влияние интервьюера:

1. действует эффект стереотипности вос­приятия интервьером респондента. Между тем стереотипность восприятия человека человеком — отнюдь не самый лучший путеводитель. Установлено, например, что оцен­ка внешности собеседника и оценка его психологичес­ких качеств коррелирует на уровне 0,92. Вот уж подлинно "по одежке встречают!".

Задача интервьюера - постараться макси­мально непредвзято и объективно зарегистрировать от­веты респондента на планируемые вопросы, ставить эти вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, проявляя наход­чивость.

2. опрашиваемый воспринимает беседу сквозь призму установок и стереотипов, активизированных личностью интервьюера.

Способ преодолеть возможный барьер — вести себя как можно проще, свободнее, начинать разговор с максимально нейтральных и общепонятных вещей. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подла­живаться под опрашиваемого: надо держаться спо­койно и естественно.

3. темп речи интервьюера влияет на по­ведение респондента. Если интервьюируемый привык говорить быстро, медленный темп речи интервьюера бу­дет его раздражать. Однако, если опрашиваемый гово­рит размеренно, быстрый темп речи интервьюера его не очень беспокоит.

Лучший вариант — выработать при­вычку вести беседу в среднем, не быстром и не слишком медленном, темпе.

4. соотношение в возрасте и пол участников разговора. Интервьюер при­мерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противо­положного пола обычно добивается лучшего результата.

5. Обстановка, в которой проходит беседа, должна рас­полагать к спокойному и откровенному разговору. Нельзя проводить интервью в людных помещениях при посторонних. Ин­тервьюирование на дому имеет и минус: воспринимая интервьюера в качестве гостя, опрашиваемый из веж­ливости старается говорить только приятное.

1. Классификация условий интервью (по И. В. Журавлевой):

1. Неблагоприятная обстановка: отсутствие отдельного помещения, проведение интервью на рабочем месте в са­мом процессе работы, когда респондент временами воз­вращается к прерванному занятию; присутствие третьих лиц и тем более их вмешательство в интервью; много­кратные перерывы посторонними разговорами, телефонными звонками, хождением людей. (допустимо кратковременное, стандартизирован­ное)

2. Удовлетворительная обстановка: наличие изолиро­ванного помещения; периодическое присутствие третьих лиц без вмешательства в ход беседы и периодически от­влекающие звонки, шумы.

3. Благоприятная обстановка: изолированное помеще­ние, отсутствие третьих лиц и отвлекающих факторов.

НАЧАЛО