Принципы требования

1.Документальное оформление экономических событийозна­чает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа озна­чает, что экономическое событие не имело места

2. Полнотапредполагает формирование учетной информации в объеме, отвечающем нуждам управления в пределах тех гра­ниц, которые определяются денежным измерителем.

Гарантией полноты учетной информации является безуслов­ное отражение в учете всех хозяйственных операций за отчетный период, подтвержденное материалами инвентаризации активов и обязательств организации.

Избыточная информация удорожает ее получение, услож­няет ведение бухгалтерского учета, делает менее прозрачной при принятии конкретных решений и в конечном итоге снижа­ет эффективность контроля. Последний фактор имеет место и в случае, когда учетные данные подготовлены не в полном объеме.

3. Своевременность предусматривает предоставление аппара­ту управления и внешним пользователям информации «тотчас, вовремя». Отставание во времени получаемой информации от со­вершаемых хозяйственных операций не позволяет своевременно оказывать влияние на процесс управления и делает ее, по суще­ству, ненужной.

4. Приоритет содержания над формойозначает, что соблю­дение правовой нормы и экономической целесообразности со­вершенных фактов хозяйственной деятельности должно пре­обладать над формой, регламентированной соответствующи­ми нормативными документами. Данное требование хотя и объявлено, однако в реальной жизни осуществление его пред­ставляется весьма проблематичным.

5. Точностьизначально присуща бухгалтерскому учету, по­скольку вытекает из его отличительных качеств — документаль­ного оформления и непрерывной регистрации экономических событий лицами, по статусу ответственными за их исполнение.

ванне на отдельных сегментах его предпринимательской де­ятельности.

6. Непротиворечивостьисходит из предположения, что дан- ныс текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников формирования всегда должны соответствовать обо­ротам и остатку объединяющего их экономически однородного объекта учета на первое число каждого месяца.

7. Ясность и доступностьпредполагает возможность прямо­го использования учетной информации для целей управления, а при необходимости — и проведения определенной ее группировки.

8. Экономичность и рациональностьнепременное требова­ние при осуществлении функции управления. Содержание дан­ного требования означает, что стоимость получения информа­ции всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидае­мых от использования этой информации.

Рассмотренные принципы, требования и способы ведения бухгалтерского учета формируют его методологическую базу, ко­торая применяется по отношению к соответствующим объектам, в основе которой лежат разработанные положения (стандарты), другие нормативные акты и методические указания.

 

4.

 

По экономическому признаку принято различать три следующие основные модели бухгалтерского учета.

Британско-американская модель- ориентация бухгалтерского учета на нужды инвесторов и кредиторов: Австралия, Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды, Ботсвана, Великобритания, Венесуэла, Гана, Гонконг, Доминиканская Республика, Замбия, Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Каймановы острова, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Либерия, Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Папуа Новая Гвинея, Пуэрто-Рико, Сингапур, США, Танзания, Тринидад и Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины, Центральноамериканские страны, ЮАР, Ямайка.

Континентальная модель –ориентация на удовлетворение требований правительства, в частности налогового законодательства: Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Буркина-Фасо, Берег Слоновой Кости, Гвинея, Греция, Дания, Египет, Заир, Испания, Италия, Камерун, Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия, Португалия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Япония.

Южноамериканская модель –ориентация на удовлетворение потребности государственных плановых органов, в том числе на контроль исполнения налоговой политики и на корректировку бухгалтерской отчетности в соответствии с темпами инфляции: Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили,

Российской учетной системе присущи черты :доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики. По этим признакам учетную систему можно отнести к континентальной модели учета.

Основная цель законодательства РФ – обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатов деятельности предприятия.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ.

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
Первый Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете» Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
Второй Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету – система национальных стандартов (20) Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
Третий Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деяте- льности организаций, инструкция по его применению, прочие мето- дические рекомендации и указания Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации и т.п.
Четвертый Управленческий персонал организации Документы, регулирующие учетную политику предприятия Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности организации, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников.