ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Тема 6.СЕМЬ ИНСТРУМЕНТОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА.
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.
Под входным контролем качества понимается контроль изделий поставщика, поступивших к потребителю и предназначенных для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации изделий. Основной его целью является исключение возможности проникновения в производство сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструмента с отступлениями от параметров качества, предусмотренных нормативной документацией.
При проведении входного контроля применяют планы и порядок проведения статистического приемочного контроля качества продукции по альтернативному признаку.
План контроля - это совокупность значений объемов выборок, приемочных и браковочных чисел.
Контроль по альтернативному признаку - это контроль по качественному признаку, в ходе которого каждую проверенную единицу продукции относят к категории годных либо дефектных, а последующее решение о контролируемой совокупности принимают в зависимости от обнаруженных в выборке или пробе дефектных единиц продукции или же от количества дефектов, приходящихся на определенное число единиц продукции.
Приемочное число - это контрольный норматив, являющихся критерием для приемки партии продукции. Он может быть равен максимальному числу дефектных единиц в выборке или пробе.
Браковочное число - это контрольный норматив, являющийся критерием для забракования партии продукции. Он может быть равен минимальному числу дефектных единиц продукции в выборке или пробе.
Единица продукции - отдельный экземпляр штучной продукции или определенное в установленном порядке количество нештучной или штучной продукции.
Дефектная единица продукции - это единица продукции, имеющая хотя бы один дефект.
При выборочном контроле план входного контроля должен соответствовать плану контроля приемо-сдаточных испытаний, установленных в стандартах и ТУ.
Сплошной контроль проводится при отсутствии данных о фактической дефектности продукции, при повышенных требованиях к ней на основании технологических процессов и СТП, разработанных технологическими службами, согласованных с ОТК и утвержденных руководителем предприятия.
Одним из принципов всеобщего управления качеством является то, что в основе принятия решений должны быть только факты, а не интуиция. Вопросами сбора, обработки и анализа результатов измерений показателей качества занимается математическая статистика, которая включает огромное количество различных методов, разработанных к настоящему времени. Многие из современных статистических методов довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса.
В результате практического опыта контроля качества продукции из всего множества методов выбрано семь основных:
* контрольный листок;
* гистограмма;
* диаграмма разброса;
* метод стратификации (расслаивания данных);
* диаграмма Парето;
* причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы);
* контрольные карты.
Эти методы можно понять и использовать без специальной математической подготовки. При всей своей простоте они позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их. Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой качества.
Статистические методы - это то средство, которое необходимо изучать, чтобы внедрить управление качеством. Они - наиболее важная составляющая комплексной системы контроля всеобщего управления качеством. Основное их назначение - контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. Применение статистических методов - весьма важный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов.