Continue

Break

For

While

If

Операторы ветвления и цикла

Инкремент и декремент

Операции работы с указателями.

Присваивание.

Операции

x=a;

Прим.: в данном разделе x,y – некоторые переменные, a,b – некоторые выражения.

Присваивания является операцией и имеет возвращаемое значение, что позволяет использовать её в других выражениях.

Примеры: y=x=9; 5+(x=4) → 9

Прим.: здесь и далее символ → обозначает результат операции

Операция присваивания является правоассоциативной, то есть, несколько подряд записанных операций присваивания будут выполняться справа налево.

Арифметические:

a+b; a-b; a*b; a/b – соответственно сложение, вычитание, умножение, деление.

a%b ­– остаток от деления

Если оба операнда целочисленные, результат тоже целочисленный, если хотя бы один из операндов вещественный – результат вещественный.

ВНИМАНИЕ при делении целочисленных операндов результат также целочисленный. Например, 5/2 2. Следует записать «5./2» или «5/2.».

a<<b, a>>b - сдвиги операнда а на b двоичных разрядов влево / вправо.

-a; +a – унарные минус и плюс.

a&b – поразрядное логическое И (например, 1001b & 1100b → 1000b)

a|b – поразрядное логическое ИЛИ

a^b – поразрядное логическое исключающее ИЛИ (XOR)

~a – логическое поразрядное отрицание

Логические (результат – логическое значение).

В языке «С» результатом логической операции является целое число: «1», если результат истинен, и «0», если ложен. В языке «С++» результатом является логическое значение.

a&&b, a||b - логические И и ИЛИ

Например, 5&&3 → 1 (в значении ИСТИНА), 8||0 → 1, 5&&0 → 0.

a<b ,a>b, a<=b,a>=b – операции сравнения.

a= =b – проверка на равенство (например, 5==3 → 0, 4==4 → 1)

a!=b – проверка на неравенство

!a – логическое общее отрицание

ВНИМАНИЕ. Частой ошибкой является использование операции присваивания (=) вместо проверки на равенство (==). В этом случае компилятор выдает предупреждение, но не ошибку.

&x – взятие адреса

*x – разыменовывание указателя

Укороченные операции:

x+=a – тоже, что и x=x+a

аналогично определены операции x-=a, x*=a, x/=a, x%=a, x&=a, x|=a, x^=a, x<<=a, x>>=a.

++x, --x – x увеличивается или уменьшается на 1, затем используется в выражении.

x++ ,x-- – предыдущее значение x используется в выражение, а затем увеличивается/уменьшается на 1.

Пример (в каждом примере изначально x=3):

(++x)+6 → 10, (x++)+6 → 9 (в обоих случаях в результате x=4)

(++x) + (++x) → 9

(x++) + (x++) → 7

Операция ","

возвращает крайнее правое значение.

Пример (объявлены целые переменные x,x1,x2,x3):

x = (x1=4+6, x2=x1-2, x3=x2+7)

В результате: x1=10, x2=8, x3=15, x=15.

Операция "?:"

x?a:b - возвращает a, если х истинно, иначе возвращает b.

Пример:

(5>2?4:6) → 4, (8<3?5:9) → 9, 5+(7>3?5:2) → 10

Операция sizeof(тип_данных/имя_переменной).

Возвращает размер (в байтах), занимаемый данной переменной или типом данных.

sizeof(short) → 2

if (условие) действие1;

else действие2;

Если условие истинно, выполняется действие1, иначе выполняется действие2. Секция else необязательна.

while (условие) действие;

Цикл с предусловием. Действие выполняется, пока условие истинно.

Есть также цикл с постусловием:

do действие while (условие);

Цикл for выглядит следующим образом и в общем случае не является циклом с заданным числом повторений (в отличие, например, от ЯВУ Pascal).

for (инициализация; условие_цикла; изменение_переменых) действие;

Например,

for (x=0;x<10;x++) a+=f(x);

Оператор break используют для выхода из циклов for / while и ветвления switch. Для вложенных циклов выход осуществляется на один уровень.

Данный оператор вызывает принудительный переход к следующей итерации цикла. Например, требуется сложить все целые числа от a до b не кратные трём.

for(int i=a, s=0; i<b; i++)

{

if (i%3==0) continue; //переходим к следующему значению i

s+=i;

}

switch

Структура записи оператора switch следующая.

switch(переменная)

{

case значение1: набор_действий1; break;

case значение2: набор_действий2; break;

default: набор_действий_по_умолчанию;

}

При равенстве переменной «значению1», выполняется соответствующий набор действий, который может состоять из нескольких операторов и заканчивается словом break. При несовпадении ни с одним из значений, выполняется секция default.

Формально, секции «case …: » являются метками, на которые осуществляется переход при совпадении значений. Именно поэтому после перехода на метку выполняются все команды до конца секции switch-case либо до оператора break. Этим можно пользоваться для уменьшения дублирования кода. Например, пусть задано условие: если переменная x равна 0, то вызвать функцию f1(), а если равно 2, то вызвать f1() и f2().

switch(x)

{

case 2: f2(); //не используем break, т.к. требуется выполнение и следующей команды.

case 0: f1(); //не используем break, т.к. дошли до конца.

}