Особенности учебной задачи

Способ решения задачи

Общая характеристика учебной задачи

Мотивация – первый компонент структуры УД

Внешняя структура учебной деятельности

Продукт учебной деятельности, ее результат

Средства и способы учебной деятельности

Предмет учебной деятельности

Психологическое строение индивидуальной деятельности

Учебная деятельность

 

 

 
 

 

 


Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (Зимняя).

Учебная деятельность - это система действий (умственных и практических), осуществление которых обеспечивает усвоение знаний, овладение умениями и навыками, применение их к решению различных задач - психолог И.С. Якиманская.

Исходя из общепсихологического определения сущности деятельности,под учебной деятельностью надо понимать систему педагогически регулируемых мотивированных действий учащихся, направленных на достижение выдвигаемых в ходе обучения познавательных и практических целей (Вилькеев).

Таким образом, учебная деятельность соответственно может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

В учебной деятельности выделяют следующие стороны:

1. Мотивационно-целевая сторона. Учитель с помощью стимулов актуализирует познавательную потребность учащихся, создает мотив учебной деятельности, формулирует цель деятельности учащихся на уроке и вызывает целенаправленную активность класса.

2. Организационно-планирующая сторона. Учитель организует класс на учебную работу, привлекает учащихся к организации и планированию их учебной деятельности на уроке.

3. Содержательно-операциональная сторона. Учитель знакомит учащихся с содержанием темы урока и предлагает им выполнить ряд последовательных действий и операций по осмыслению и усвоению этого содержания.

4. Контрольно-оценочная сторона. Учитель контролирует и оценивает деятельность учащихся и обучает их самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности.

Основными видами учебной деятельности являются познавательная, практическая и творческая. Каждый вид учебной деятельности состоит из действий. Учебные действия бывают предметные, перцептивные, умственные, речевые, мнемические, символические.

Учебные действия делятся на сложные и простые. Простые действия, входя в сложные, называются операциями. Учебные действия в зависимости от их функций в усвоении знаний делятся:

а) на специфические, обеспечивающие усвоение определенного конкретного содержания материала ypoка.

б) общелогические учебные действия, не зависимые от конкретного содержания темы урока,

в) творческие действия.

Действия, в том числе и учебные, выполняются на основе применения определенного способа действия или ряда действий. Выбор последовательности выполнения простых действий - операций есть выбор способа сложного действия, нео6ходимого для решения какой-либо задачи на уроке.

Структура действий и операций, применяемых при решении определенной познавательной задачи, представляет собой способ решения данной задачи.

Выделяют три группы способов учебно-познавательной деятельности

I ГРУППА. Специальные (частные) способы, т.е. способы действий и операций, применяемые при усвоении отдельных понятий, раскрытии сущности какого-либо отдельного закона, при решении лишь одной нестандартной задачи (способы объяснения некоторых сложных понятий, законов, правил, способы их переноса в новые учебные ситуации, например переноса грамматических правил или правил математических).

II ГРУППА. Общие логические способы учебно - познававательной деятельности. К таким способам относятся:

а) способы выполнения основных умственных действий: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации;

б) способы логических действий: определения понятий, построения индуктивного, дедуктивного умозаключений, описания, объяснения, построения гипотез, доказательства.

III ГРУППА. Способы творческой деятельности: видения проблем, высказывания догадок и интуитивного решения задач, моделирования, художественного творчества и т.д.

Основные характеристики учебной деятельности (свойства УД)

Основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм научения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность); 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте (Д.Б. Эльконин); 5) учебная деятельность – активная форма учения, а именно изменение психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий» (И. Лингарт).

Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.

Предметное содержание учебной деятельности

В предметное содержание учебной деятельности включено: предмет учебной деятельности, средства и способы учебной деятельности, продукт учебной деятельности, ее результат.

Предметом (содержанием) учебной деятельности является усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах:

Во-первых, интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация.

Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт.

Способы учебной деятельности: реппродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание.

 

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.

Мотивация существенная характеристика самого субъекта этой деятельности. Она может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Учебная задача в структуре учебной деятельности

Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. Учебная задача предлагается обучающемуся как определенное учебное задание (формулировка которого чрезвычайно существенна для его решения и результата) в определенной учебной ситуации, совокупностью которых представлен сам учебный процесс в целом.

В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему – то (применят правило, решать задачи и т.д.), усвоить какие –то закономерности, разобраться в каких –то правилах, сформулировать определенный навык или умение.

Отметим, что учебная задача — это основная единица учебной деятельности. Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д.Б. Эльконину, заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект.

Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач (Д. Б. Эль-конин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), такие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой, усвоение учебной задачи отрабатывается как понимание школьниками конечной цели и назначения данного учебного задания.

Любая учебная задача имеет операциональный состав:

— предметная область — класс фиксированных обозначенных объектов, о которых идет речь;

— отношения, которые связывают эти объекты;

— требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необходимо установить в ходе решения;

— оператор задачи (способ решения) — совокупность тех действий (операций), которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решения.

Способом решения задачи называется «всякая процедура, которая при ее осуществлении решателем может обеспечить решение данной задачи» - Г.А. Балл]. Решение задачи различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования учебной деятельности и развития самого субъекта. При решении задачи одним способом цель учащегося — найти правильный ответ; решая задачу несколькими способами, он стоит перед выбором наиболее краткого, экономичного решения, что требует актуализации многих теоретических знаний, известных способов, приемов и создания новых для данной ситуации. В понятие способа решения задачи Г.А. Балл включает сам процесс решения, отмечая, что при его описании учитываются не только операции решателя сами по себе, но также временные и энергетические затраты на их осуществление.

В учебной задаче могут быть использованы все средства (средства решения могут быть материальными (инструменты, машины), материализованными (тексты, схемы, формулы) и идеальными (знания, которые привлекаются решателем)), но ведущими являются идеальные, вербальные по форме средства.

Выделяет существенные особенности учебной задачи с позиции управления учебной деятельностью (Е.И. Машбиц).

Первая ее особенность направленность на субъекта, так как ее решение предполагает изменения не в самой «задачной структуре», а в субъекте, ее решающем. Изменения в задаче важны не caми по себе, а как средства изменения субъекта. Иначе говоря, учебная задача является средством достижения учебных целей.

Вторая особенность учебной задачи состоит в том, что она является неоднозначной или неопределенной. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий - «доопределение задачи» - Машбиц. Это происходит в силу разных причин: из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных отношений. Нередко это зависит от мотивации субъекта.

Третья особенность учебной задачи состоит в том, что для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения.

Психологические требования к учебным задачам

1. «Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач». В зависимости от положения в системе одна и та же задача может оказаться и полезной, и бесполезной.

2. «При конструировании системы, задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных». При проектировании учебных задач обучающийся должен четко представлять иерархию всех учебных целей, как ближайших, так и отдаленных.

3. «Учебные задачи должны, обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности».

4. «Учебная задача должна конструироваться так, чтобы соответствующие средства деятельности, усвоение которых предусматривается в процессе решения задач, выступали как прямой продукт обучения».

Такими средствами являются рефлексия, контроль, ориентировка в задаче.

 

Учебная задача и проблемная ситуация

В процессе учебной деятельности учебная задача дается (существует) в определенной учебной ситуации, которая может быть сотруднической или конфликтной. При этом, если предметный конфликт, т.е. столкновение разных позиций, отношений, точек зрения относительно учебного предмета, способствует усвоению, то межличностный, т.е. конфликт между самими школьниками как людьми, личностями, препятствует ему.

По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной. Создание проблемной ситуации предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности (возможности) решать эту задачу (В. Оконь, A.M. Матюшкин, А.В. Брушлинский, М.И. Мах-мутов и др.). Перед учителем (преподавателем) встает задача организации таких ситуаций, в которых объективная, организуемая им проблемная ситуация, содержащая в себе противоречия и учитывающая возможности обучающихся, стала бы их субъективной проблемной ситуацией, была бы присвоена ими в форме некоторой подлежащей решению проблемы.