Иерархический тип структуры управления
С точки зрения качества эффективности управления выделяют следующие основные типы структур управления предприятием:
Иерархический тип, к которому относятся линейная структура, функциональная, линейно-функциональная штабная, линейно-штабная, дивизиональная;
Органический тип, к которому относятся бригадная, проектная и матричная.
Линейный тип структуры -одна из простых структур; во главе каждого подразделения находится руководитель, наделеннный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство, сосредотачивает в руках все функции управления. Структура используется мелкими, и средними фирмами, осуществляющими несложное производство.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- единство и четкость распорядительства;
- быстрота реакций;
- личная ответственность руководителя;
НЕДОСТАТКИ:
высокие требования к руководителю (обширные знания);
- перегрузка;
- волокита.
Функциональная структура- структура характерна специализацией на выполнение отдельных функций на всех уровнях; выполнением указаний каждого функционирующего подразделения в пределах его компетенции; решением общих вопросов на основе коллегиальности. Используются в управлении организациями с массовым или с крупносерийным ритмом производства.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
-высокая компетентность специалистов;
-возможность оперативного управления.
НЕДОСТАТКИ:
-длительная процедура принятия решений;
-несогласованность указаний;
-отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами.
Линейно-функциональная – сущность данного типа структуры заключается в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами.
ДОСТОИНСТВА СТРУКТУРЫ:
- освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами;
- возможность координации действий между линейными и функциональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия;
НЕДОСТАТКИ:
- необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством;
- длинная цепь команд;
- искажение коммуникаций.
Штабная структура - включает специальное подразделение при линейных руководителях (юридические службы, отделы координации и анализа, контроллинга, социологические службы).
Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций выполнения.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
- более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений;
- освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки.
НЕДОСТАТКИ:
- недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации;
- высокие требования к высшему руководству, принимающему решения.
Линейно – штабная структура – предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней. Главной задачей линейных руководителей является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.
ДОСТОИНСТВА:
- более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов;
- разгрузка высших руководителей;
- возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
НЕДОСТАТКИ:
- недостаточно четкое распределение ответственности в связи с тем, что лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении;
- тенденция к чрезмерной централизации управления.
Рис. Линейно-штабная структура управления организацией
Дивизиональная структура (дробная) характерна приспособлением бизнеса к местным условиям. Фирма в новом виде представляет совокупность функциональных служб, где управляющие наделяются ограниченными полномочиями (центры прибыли, центры реализации). Организационный штаб, квартира, офисы главного руководителя являются определениями. Возникли в связи с увеличением размера предприятий, диверсификацией их деятельности. Структуризация проводится по одному из критериев: продуктовая, по ориентации на потребителя, по регионам.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
-более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде;
-координация работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу;
НЕДОСТА ТКИ:
-рост иерархичности, «этажности» в управлении;
-дублирование работ, функций управления.