Трудоустройство безработных граждан особо нуждающихся в социальной защите (ОНСЗ)

В 2004 году организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (ОНСЗ), за счет средств федерального бюджета осуществлялась на основании приказа Минтруда и Минфина России от 25 марта 2002 года № 57/21н "Об утверждении Положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета" и других нормативных документов.

В отчетном периоде для организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной работе, за счет средств федерального бюджета заключено 89 договоров на общую сумму 2 618,3 тыс.руб., что составляет 99,98 % от предусмотренной Программой содействия занятости суммы годовых лимитов на организацию трудоустройства граждан ОНСЗ в размере 2 618,8 тыс. руб. Затраты на одного участника мероприятия составили 3,2 тыс. руб., из них 0,3 тыс. руб. составляют информационные расходы, а 2,9 тыс. руб. материальная поддержка. Средний период участия составил 1,5 месяца. В 2003 году за счет средств федерального бюджета было заключено 78 договоров на общую сумму 2618,4 тыс. руб. Затраты на одного участника составляли 4.2 тыс. руб. Средний период участия в 2003 году составлял 1,8 месяца, что на 0,3 месяца больше, чем в 2004 году. Граждане при трудоустройстве по договорам, заключенным для лиц, особо нуждающихся в защите, снимаются с учета в качестве безработных граждан и лишаются пособия по безработице. Как следствие доходы их существенно уменьшаются, так в 2004 году они уменьшились на 1,0 тыс. руб. Это произошло вследствие того, что материальная поддержка по таким договорам была установлена не выше 50 % величины прожиточного минимума.

Договоры заключены со следующими работодателями: Районными военными комиссариатами и Управлениями социальной защиты населения, СПб ОООИ "Инвасервис", ЗАО "Межрегиональный информационно - издательский центр", ГУ "Городской музей городской скульптуры" и другими. В соответствии с данными договорами в течении 2004 года было организовано трудоустройство 808 граждан ОНСЗ (по ПЗ-2004 запланировано 679 человек, т.е. выполнение контрольного показателя составляет 118 %), в том числе 435 инвалидов, 310 женщин ОНСЗ, 29 человек из числа лиц предпенсионного возраста. В 2003 году было трудоустроено 634 человека (при запланированных 558), в том числе 317 инвалидов, 398 женщин, 47 лиц предпенсионного возраста. В 2004 году трудоустроено на 174 человека больше.

Перечень основных профессий (специальностей), по которым осуществлялось трудоустройство безработных граждан ОНСЗ, был достаточно обширным: были предоставлены вакансии как по должностям служащих (технические инспекторы, операторы ПВМ, менеджеры, организаторы производства, диспетчеры, библиотекари и др.), так и по рабочим специальностям (садовники, гардеробщики, фасовщики, швеи, слесари, курьеры, уборщики).

С целью реализации мероприятий по организации дополнительных рабочих мест для граждан ОНСЗ в 2004 году в бюджете Санкт-Петербурга были предусмотрены соответствующие статьи расходов с объемом финансирования 4 150,7 тыс. рублей.

Программой содействия занятости населения Санкт-Петербурга на 2004 год организация 86 дополнительных рабочих мест за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации поручена Комитету по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. По итогам состоявшегося открытого конкурса с 5 работодателями - победителями (ЗАО "Спецобслуживание", СПб ГУП "Трапеза", УВОС "Комплекс реабилитации инвалидов "Контакт", ООО "СПб социально-реабилитационное предприятие "Пальмира ВОГ", ООО "СПб учебно-производственное предприятие №5 ВОС") заключены договоры на создание 86 дополнительных рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий безработных граждан ОНСЗ, в том числе, 42 - для инвалидов, 42 - для женщин, 2 - для беженцев и вынужденных переселенцев.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. Кого относят к гражданам особо нуждающимся в социальной защите?

2. Каковы причины низкой конкурентоспособности на рынке труда лиц, относящихся к категории особо нуждающихся в социальной защите?

3. Назовите основные программы содействия в трудоустройстве безработной молодежи.

4. Какие дополнительные документы необходимо предоставить инвалидам для решения вопроса о присвоении им статуса безработного?

5. С чем связаны основные проблемы с трудоустройством граждан, уволенных с военной службы?

6. Какие льготы способствующие занятости, предусмотрены законодательством для граждан, уволенных с военной службы?

7. Какое участие принимают работодатели в решении проблемы содействия трудоустройства лиц, относящихся к категории особо нуждающимся в социальной защите?