Лекция 8 Основные факторы формирования потребностей
Цель: Ознакомление с возможностями работы с указателями.
Адресная арифметика, типы указателей и операции над указателями.
Урок 12.
Лекция № 8
Тема: «Указатели и строки»
Ход урока:
1.Адресная арифметика, типы указателей
В языках Си и Си++ для расширения возможностей адресной арифметики каждый указатель связан с некоторым типом.
В качестве типа при определении указателя может быть использован как основной тип, так и производный.
Основные типы определятся ключевыми словами char, int, float, long, double, short, unsigned, signed, void.
Производных типов может быть бесконечно много, однако правила их конструирования из более простых типов точно определены. К производным типам отнесены: массивы, функции, указатели, ссылки, константы, классы, структуры, объединения, определенные пользователем типы.
Примеры указателей, относящихся к основным типам char, int, float,уже рассматривали. Вот еще некоторые примеры определения указателей, относящихся к основным типам:
long double ld = 0.0; // ld – переменная
long double *ldptr = &ld; // ldptr – указатель
void *vptr; // vptr – указатель типа void*
unsigned char *cucptr; // cucptr – указатель без начального значения
unsigned long int *ptr = NULL;
2. Операции над указателями
Операция & - получение адреса объекта всегда дает однозначный результат, который зависит только от размещения объекта в памяти.
Операция разыменования *указатель зависит не только от значения указателя (адреса), но и от типа указателя. При доступе к памяти требуется информация не только о размещении объекта в памяти (т.е. адрес), но и о размере участка памяти, который будет использоваться. Эту дополнительную информацию компилятор получает из типа указателя.
Например:
Указатель char *cp; при обращении к памяти работает с участком в один байт.
Указатель long double *ldp; будет “доставать” данные из 10 смежных байт памяти, и т.д.
Пример программы, где указателям разных типов присваиваются значения адреса одного участка памяти:
// prim 1.cpp – выбор данных из памяти с помощью разных указателей
#include<iostream.h>
void main()
{
unsigned long L = 0х12345678L;
char *cp = (char *)&L; // *cp равно 0х78
int *ip = (int *)&L; // *ip равно 0х5678
long *lp = (long *)&L; // *lp равно 0х12345678
cout << hex; // шестнадцатеричное представление выводимых значений
cout << “\n Адрес L, т.е. &L” << &L;
cout << “\n cp =” << (void *)cp << “\t*cp = 0x” << (int) *cp;
cout << “\n ip = ” << (void*)ip << “\t *ip = 0x” << *ip;
cout << “\n lp = ” << (void*)lp << “\t *lp = 0x” << *lp;
}
Результат выполнения программы:
Адрес L, т.е. &L = 0х1E190FFC
cp = 0х1E190FFC *cp = 0х78
ip = 0х1E190FFC *ip = 0х5678
lp = 0х1E190FFC *lp = 0х12345678
Пояснения к программе:
1) Во всех случаях значения указателей (адреса объектов) совпадают, равны адресу переменной L.
2) При инициализации указателей присваиваемое значение явно преобразуется соответственно к типам char *, int *, long *, т.к. L(&L) имеет тип unsigned long *.
3) При выводе значений указателей (void *)cp, (void *)ip, (void *)lp, они преобразуются к типу (void *), т.к. нас не интересуют длины участков памяти, связанных со значениями указателей.
4) При выходе значения *cp использовано явное преобразование типа (int), т.к. при его отсутствии будет выведен не код (0х78), а соответствующий ему символ ASCII – кода – ‘x’.
5) hex – это манипулятор форматирования потокового вывода – обеспечивает вывод числовых кодов в шестнадцатеричном виде. (в printf() это спецификатор %x )
Итак, основной вывод:
Значения указателей (адреса) разных типов в примере совпадают, а количество байтов, “извлекаемых” из памяти, зависит от типа указателя.
Примечание: Указатели типа (void *) называются родовыми. Основная идея родового программирования состоит в том, что программа или отдельная функция создаются таким образом, чтобы они могли работать с максимальным количеством типов данных. Указатель (void *) как бы создан “на все случаи жизни”, но, как всякая абстракция, может применяться только с конкретизацией, в данном случае явным приведением типа.
Допусктимые операции над указателями:
- доступ по адресу или разыменование (*);
- преобразование типов или приведение типов;
- присваивания (=);
- получение (взятие) адреса (&)$
- сложение, вычитание адресов (аддитивные операции);
- инкремент (автоувеличение) (++);
- декремент (автоуменьшение) (- -);
- операции отношения (сравнения);
Первые 3 операции уже рассмотрели в примерах.
О получении адреса указателя можно сказать очень кратко: указатель есть объект, и как объект имеет адрес соответствующего ему участка памяти. Значение этого адреса доступно с помощью операции &, применяемой к указателю:
unsigned int *uip1=NULL, *uip2;
uip2= (unsigned int *) &uip1;
Здесь описаны два указателя, первый из которых uip1 получает нулевое значение при инициализации, а второму uip2 в качестве значения присваивается адрес указателя uip1. Обратите внимание на явное преобразование типа в операторе присваивания. При его отсутствии, т.е. для оператора uip2= &uip1; будет выдаваться сообщение об ошибке.
Аддитивные операции - Сложение и вычитание применимы к указателям на объекты одного типа и к указателю и целой константе. Разность однотипных указателей, адресующих два смежных объекта любого типа, по абсолютной величине всегда равна 1.
Вычитая два указателя одного типа, можно определить “расстояние” между участками памяти. Оно определяется в единицах, кратных длине объекта того типа, к которому отнесен указатель.
Пример:
//prim2.cpp
#include <stdio.h>
void main()
{
char ac = ‘f’, bc = ‘2’;
char *pac = &ac, *pbc = &bc;
long int al = 3, bl = 4;
cout << “\n Значения и разности указателей.”;
cout << “\npac = ” << pac <<\pbc = ” <, pbc;
cout << “\npac-pbc = ” << pac-pbc;
cout << “\npal = ” << pal << “\tpbl = ” << pbl;
cout << “\npbl-pal = ” << pbl-pal;
cout <<”\nРазности числовых значений указателей”;
cout <<”\n(int)pac – (int )pbc = ” << (int)pac – (int )pbc;
cout << “\n(int)pal – (int )pbl = ” << (int)pal – (int )pbl;
}
Результат:
Значения и разности указателей:
pac = 0x0fff pbc = 0x0fee
pac – pbc = 1
pal = 0x0ff2 pbl = 0x0fee
pbl – pal = -1
Разности числовых значений указателей:
(int) pac – (int) pbc = 2
(int) pbl – (int) pal = -4
В первой части разности адресов по абсолютной величине равны 1, т.е. pac и pbc, а также pbl и pal находятся в смежных адресах. (обычное резервирование места в памяти).
Во второй части программы мы имеем не расстояния объектов друг от друга, а количество байт между переменными.
Складывать указатели нельзя, а только вычитать.
Из указателя можно вычитать (прибавлять) целочисленное значение k. При этом значение указателя изменяется на величину k*sizeof (type)
Пример:
//prim3.cpp
#include <iostream.h>
void main()
{
float zero = 0.0, pi = 3.14, culer = 2.72;
float *ptr = &culer;
cout << “\n ptr = ” << ptr << “*ptr = ” << *ptr;
cout << “\n (ptr+1)= ” << ptr +1 << ”*(ptr+1)= “ << *(ptr+1);
cout << “\n (ptr+2)= ” << ptr+2 << “*(ptr+2)= ” << *(ptrr+2);
}
Результат:
ptr = 0x22510ff4 *ptrt = 2.72
(ptr+1) = 0x22510ff8 *(ptr+1) = 3.14
(ptr+2) = 0x22510ffc *(ptr+2) = 0.0
Основные аспекты формирования потребностей; закономерности формирования потребностей; классификация факторов формирования потребностей; объектиные и субъективные факторы формирования потребностей; экономические, социальные, демографические, национально-культурные, физиологические, политические, географические факторы формирования потребностей; средства формирования потребностей;цели и средства распространения рекламы.
Для того, чтобы грамотно формировать и развивать потребительский спрос, основанный в первую очередь, на потребностях населения, необходимо подробно изучить факторы, методы и средства формирования данных потребностей.
Понятие «формирование потребностей» населения рассматривается в двух аспектах:
· как объективный процессформирования потребностей. Это условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения;
· как целенаправленное воздействиеобщества и государства на процессы развития потребностей (методы, инструменты и средства формирования потребностей).
Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают:
· общиезакономерности формирования потребностей. Данные закономерности присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, (наприме: рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствование);
· специфическиезакономерности формирования потребностей. Это отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.
В зависимости от воли и сознания индивида факторы формирования потребностей подразделяют на:
· объективные;
· субъективные.
К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешнимипо отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. Из всего многообразия существующих классификаций можно выделить основные виды данных факторов формирования потребностей:
· экономические;
· социальные;
· демографические;
· национально-культурные;
· физиологические;
· политические;
· географические.
Экономические факторы формирования и удовлетворения потребностей обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения, отношениями собственности, их вещественным содержанием. К данной группе факторов относятся: производство, накопление, распределение и перераспределение благ; собственность на средства производства; сосредоточение земли, капитала и рабочей силы у различных категорий населения. Классовая имущественное расслоение общества на собственников земли, рабочей силы и капитала повлекло дифференциацию уровня благосостояния людей. Каждая из категорий собственников имеет различные доходы, разный уровень удовлетворения неодинаковых по своей структуре потребностей, формирование которых определяется их положением в обществе, прежде всего в отношении средств производства. Денежные доходы являются существенным фактором, влияющим на потребности людей. Для богатых людей более существенными являются потребности в самоутверждении, а для бедных — экономические потребности. Богатые люди предпочтение отдают качеству, престижности, эстетическим свойствам товаров, а бедные — цене и надежности товаров
Экономические факторы влияют на уровень инфляции, уровень и соотношение цен, размер и прирост сбережений, уровень занятости или безработицы и т.д.
В группе экономических факторов можно выделить:
· торгово-экономические (емкость и насыщенность рынка, потребительские свойства товаров, их иерархия и взаимозаменяемость (субституция), процесс морального старения товаров, организация и эффективность маркетинга, наличие и эффективность системы стимулирования покупок, реклама);
· инфраструктурные факторы (развитие сети предприятий сферы сервиса, методы и формы торговли и т.д.);
· производственные (объем, структура и ассортимент производства товаров, качество и уровень конкурентоспособности товара, проявления научно-технического прогресса, политика импортирования, доля нетоварного потребления, уровень научно-технического прогресса) и т.д.
К социальным факторам формирования потребностей относятся: распределение населения по социальным группам (классам), социальный статус, стиль и образ жизни, уровень образования и профессиональная принадлежность и т.д.
Все факторы формирования потребностей взаимодействуют между собой и образуют взаимосвязанные группы. Например пенсионное и социальное обеспечение относится к социально-экономическим факторам.
Существенное влияние на структуру потребностей оказывают демографические факторы. К ним относятся: численность и половозрастная структура населения, размер, состав и жизненный цикл семей, уровень урбанизации, региональное распределение населения, миграция, типы и размер городских и сельских поселений и т.д. Потребности женщин несколько отличаются от потребностей мужчин. У женщин более развит вкус, они более требовательны к товару, у них более выражены потребности в экономии средств. С возрастом у людей менее выражена потребность в модных изделиях, более выражены материальные потребности, например, приобретение удобных изделий.
Некоторые авторы в рамках демографических факторов рассматривают национальность, расу, гражданство. Однако, большинство ученых рассматривают национально-культурныефакторы как отдельную группу факторов, определяющих специфику потребительской корзины населения. Национальный состав населения, исторически сложившиеся обычаи и система моральных ценностей, образ жизни, религиозные традиции, господствующее мировоззрение и стереотипы, потребительская культура, отношение к моде проявляются в структуре потребностей тех или иных национально-этнических групп.
Например, в ряде мусульманских стран не принята трудовая деятельность женщин вне домашнего хозяйства. По-разному в различных странах будут удовлетворяться потребности в жилье, одежде, продуктах питания. В каждой национальной хозяйственной системе есть, безусловно, свои особенности, продиктованные ее социально-культурной средой и традициями. Пожалуй, самым наглядным примером в данной связи являются традиции национальной кухни, демонстрирующие специфику материального воплощения потребностей в пище рассматриваемого социума.
Физиологические факторы – это естественные (физические) свойства человека, обусловленные его биологической природой и определяющие естественные границы потребления и потребительские привычки. К ним относятся характеристики физического состояния, антропологические особенности и т.д.
Политические факторы обусловлены существующими социальными и политическими системами, демократическими преобразованиями, наличием социальнх институтов по защите прав потребителей и выравниванию уровней благосостояния членов общества и т.д. Данные факторы значительно влияют на «общественный выбор» (насильственным или ненасильственных путем).
Георгафические факторы, в первую очередь, связаны с природно-климатической средой проживания. Климатические условия, запасы природных ископаемых, энергетических ресурсов, плодородие земельных угодий и т.д. в значительной мере определяют группы потребностей жителей тех или иных географических регионов. Так, природно-климатические условия России требуют значительно больших затрат электроэнергии для поддержания жизнеобеспечения населения и реального сектора экономики, соответственно потребности в электроэнергии будут больше, чем во многих других странах, расположенных в других климатических зонах.
Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности (типа личности, степени внушаемости, темперамента, особенностей мыслительных процессов и памяти). Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки, внутренняя субъективная оценка ситуации, субъективное ощущение проблемы, отношение к престижу, подверженность влиянию извне и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.
Рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей – это средства формирования потребностей. К ним относятся:
· воспитательно-пропагандистская деятельность,
· рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге.
Типичные цели рекламы определяют характер и особенности рекламного обращения и представлены в таблице.
Вид рекламы | Цели рекламы |
Информативная | Формирование имиджа фирмы Формирование имиджа продукта Предоставление информации о продукте Корректировка представлений о деятельности фирмы |
Убеждающая | Изменение отношения к продукту Побуждение к приобретению продукта Увеличение продаж Противодействие конкуренции |
Напоминающая | Подтверждение имиджа Поддержание осведомленности и спроса |
Реклама имеет множество видов, и ее можно классифицировать по разным признакам. По объекту рекламирования можно выделить:
· товарную (продуктовую) рекламу;
· престижную (имидж-рекламу);
· рекламу дестинаций.
Последнюю группу целесообразно выделять только в туристской рекламе.
Товарная (продуктовая) реклама имеет основной целью формирование и стимулирование спроса на определенные виды товаров и услуг. Имидж-реклама направлена на создание привлекательного образа фирмы. Реклама дестинаций в туризме представляет собой рекламу как отдельно взятой страны в качестве объекта путешествия, так и рекламу областей, регионов, районов и т.п.
В зависимости от источника рекламного сообщения выделяют рекламу от имени:
· производителей товаров и услуг;
· розничных и оптовых продавцов;
· правительства, общественных институтов и групп.
В зависимости от адресата рекламы можно выделить два класса рекламы:
· реклама, предназначенная для конечных пользователей;
· реклама, предназначенная для специалистов.
Среди всех рекламных каналов (средств распространения рекламы) одним из самых распространенных является реклама в прессе. Это хорошо иллюстрирует таблица, составленная по данным исследований, проведенных в Москве (июль 2008 г.) компанией «Потенциал».
Средство распространения | Доля, % |
Специальная пресса (например по туризму) | 17,2 |
Радио | 11,2 |
Телевидение | 10,3 |
Общественно-рекламная пресса | 9,5 |
Информационно-развлекательная пресса | 9,4 |
Общественно-политическая пресса | 9,3 |
Наружная реклама | 8,9 |
Прочие мероприятия | 8,5 |
Реклама в деловой прессе | 8,2 |
Реклама в элитной прессе | 4,1 |
Директ-маркетинг | 3,4 |