Такое знакомство изменяет эмоциональное состояние группы.

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ВОЖАТОГО (ВОСПИТАТЕЛЯ)

упражнение 1

Вожатый: Давайте познакомимся. Каждый по очереди будет называть своё имя, которое звучит для вас наиболее приятно. Например: Саша, или Александр, или Шурик. Кроме имени назовите ещё три присущие вам качества. Какой вы?

Такое представление требует от участни­ков изобретательности, гибкости мышления, по­буждает к рассмотрению своих качеств, особен­ностей личности.

упражнение 2

Вожатый: Мы продолжаем знакомиться. Сделаем так: каждый по очереди скажет, о какой жизни он мечтает в лагере, что больше всего его интересу­ет. Прежде чем говорить о себе, назовите сидя­щего рядом соседа и кратко выразите его мысли (выдерживает паузу для обдумывания).

Можно использовать другой вариант зна­комства: предложить рассказать о своих увлече­ниях, сфере своих интересов.

упражнение 3

Вожатый: Продолжаем наше знакомство. Пред­ставьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой-то объ­ект материального мира, животное или растение. Подумайте и покажите этот объект, а все осталь­ные должны догадаться, что вы представляете.

Выбор того или иного объекта материаль­ного мира, животного или растения происходит часто по принципам сходства (например, хочу быть озером, потому что спокойна и уравновеше­на) или дополнения, различия (например, хочу стать башней, потому что испытываю дискомфорт из-за своего невысокого роста). В любом случае в индивидуальной беседе с ребёнком вожатый должен поинтересоваться причиной представле­ния каких-то необычных образов.

упражнение 4

Участники рассаживаются по кругу, вожатый сто­ит в центре круга.

Вожатый: Сейчас мы продолжим наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга — для начала это буду я — предлагает поменяться местами, пересесть тем, у кого есть что-то общее. Например, я скажу: «Пересядьте те, кто любит вкусно поесть». При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пе­ресаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без ме­ста, продолжает игру.

Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пере­саживался, когда называлось то или иное умение. Это нам потребуется немного позже.

В ходе игры вожатый побуждает детей на­зывать разнообразные варианты, отмечая ориги­нальные и интересные. Например, меняются мес­тами те, кто любит танцевать; кто любит петь; кто любит утром рано просыпаться; у кого имя начи­нается на «И» и т.д.

упражнение 5

Вожатый: А теперь давайте все вместе сочиним рассказ о нашем отряде, в котором собрались и будут целый месяц жить вместе самые интерес­ные ребята из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнёт и скажет первые одну-две фразы. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу. Каждый по очереди, продолжая повество­вание, будет говорить свои фразы.

Вожатый, по своему усмотрению, может предложить одному-двум участникам закончить рассказ, придумав заключительные фразы.

упражнение 6

Для этого упражнения необходимо заранее заго­товить большой ватман и фломастеры.

Вожатый: Сейчас обсудим и составим об­щий для нашего отряда перечень идей и принци­пов, которых мы должны придерживаться в лаге­ре. Начинайте свою идею со слова «можно». Например:

• можно желать друг другу доброго утра;

• можно не хныкать и быть весёлым;

• можно есть за себя и за своего товарища;

• можно в «тихий час» спать «без задних ног».

Поощряйте ребят, придумывающих самые ин­тересные варианты. Записываться они будут в «запо­ведник» только с согласия всех детей отряда.