Такое знакомство изменяет эмоциональное состояние группы.
В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ВОЖАТОГО (ВОСПИТАТЕЛЯ)
упражнение 1
Вожатый: Давайте познакомимся. Каждый по очереди будет называть своё имя, которое звучит для вас наиболее приятно. Например: Саша, или Александр, или Шурик. Кроме имени назовите ещё три присущие вам качества. Какой вы?
Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, побуждает к рассмотрению своих качеств, особенностей личности.
упражнение 2
Вожатый: Мы продолжаем знакомиться. Сделаем так: каждый по очереди скажет, о какой жизни он мечтает в лагере, что больше всего его интересует. Прежде чем говорить о себе, назовите сидящего рядом соседа и кратко выразите его мысли (выдерживает паузу для обдумывания).
Можно использовать другой вариант знакомства: предложить рассказать о своих увлечениях, сфере своих интересов.
упражнение 3
Вожатый: Продолжаем наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и покажите этот объект, а все остальные должны догадаться, что вы представляете.
Выбор того или иного объекта материального мира, животного или растения происходит часто по принципам сходства (например, хочу быть озером, потому что спокойна и уравновешена) или дополнения, различия (например, хочу стать башней, потому что испытываю дискомфорт из-за своего невысокого роста). В любом случае в индивидуальной беседе с ребёнком вожатый должен поинтересоваться причиной представления каких-то необычных образов.
упражнение 4
Участники рассаживаются по кругу, вожатый стоит в центре круга.
Вожатый: Сейчас мы продолжим наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга — для начала это буду я — предлагает поменяться местами, пересесть тем, у кого есть что-то общее. Например, я скажу: «Пересядьте те, кто любит вкусно поесть». При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру.
Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался, когда называлось то или иное умение. Это нам потребуется немного позже.
В ходе игры вожатый побуждает детей называть разнообразные варианты, отмечая оригинальные и интересные. Например, меняются местами те, кто любит танцевать; кто любит петь; кто любит утром рано просыпаться; у кого имя начинается на «И» и т.д.
упражнение 5
Вожатый: А теперь давайте все вместе сочиним рассказ о нашем отряде, в котором собрались и будут целый месяц жить вместе самые интересные ребята из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнёт и скажет первые одну-две фразы. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу. Каждый по очереди, продолжая повествование, будет говорить свои фразы.
Вожатый, по своему усмотрению, может предложить одному-двум участникам закончить рассказ, придумав заключительные фразы.
упражнение 6
Для этого упражнения необходимо заранее заготовить большой ватман и фломастеры.
Вожатый: Сейчас обсудим и составим общий для нашего отряда перечень идей и принципов, которых мы должны придерживаться в лагере. Начинайте свою идею со слова «можно». Например:
• можно желать друг другу доброго утра;
• можно не хныкать и быть весёлым;
• можно есть за себя и за своего товарища;
• можно в «тихий час» спать «без задних ног».
Поощряйте ребят, придумывающих самые интересные варианты. Записываться они будут в «заповедник» только с согласия всех детей отряда.