Психологическое воздействие безработицы.

Люди совершенно по-разному реагируют на потерю места работы: для большинства это не создает стрессовую ситуацию. У некоторых возникает чувство беспокойства, апатии и даже крушения надежд и жизненных планов. Особенно унизительным считают свое положение одинокие немолодые люди, у которых, как правило, не очень крепкое здоровье.

Выявлены и определенные различия в отношении к безработице различных социальных групп населения. Больше других опасаются потерять работу лица в возрасте 45-60 лет, представители технической и гуманитарной интеллигенции, работники промышленных предприятий и проектных организаций (до 51% опрошенных), лица занятые в государственном секторе экономики (29-34% респондентов).

Особую сложность для безработных - бывших служащих представляет барьер социальной идентификации, связанный с необходимостью снижать свой социальный статус, трудоустраиваясь по рабочим профессиям. И это несмотря на более высокую зарплату.

Если безработные могут планировать и разумно заполнять свое время, они меньше подвергаются различным расстройствам, получают большее удовлетворение жизнью.

Доказано, что негативное влияние безработицы на психику и физическое состояние ослабляется для тех, кто получает ощутимую социальную поддержку от родных и друзей.

Некоторые исследователи, например Харрисон в 1976 году, выделили несколько этапов реакции на ситуацию потери работы (см. рис. 5):

ШОК - (первая реакция, неприятие, постепенное осознание);

ОПТИМИЗМ - (активный поиск работы, большая занятость, ремонт дома, надежды);

ПЕССИМИЗМ - (надежды начинают таять, активность понижается, возникают финансовые трудности, приходят отказы);

ФАТАЛИЗМ - (всякие надежды оставлены, примирение со статусом безработного, привыкание к низким доходам, прекращение поиска работы);

Хорошее

самочувствие

 
 

 

 


Плохое

самочувствие

Шок Оптимизм Пессимизм Фатализм

6 мес.

Время после потери работы.

Рисунок 5. Реакция человека на ситуацию потери работы

 

В ряде случаев, когда поиск работы увенчался успехом до момента завершения занятости на предыдущем месте, этот этап может отсутствовать в общей структуре переориентации—человек сразу приступает к освоению новой должности.

Непосредственно после увольнения, оказавшись без работы, многие люди (речь здесь идет главным образом о безработных) начинают испытывать некоторое субъективное облегчение и даже радость—из-за появившегося свободного времени и возможности заняться тем или иным любимым делом. На некоторое время повышается их удовлетворенность жизнью, отмечается улучшение состояния здоровья (Л. Пельцман, 1992). Большинство потерявших работу сразу же активно включаются в поиск нового вида занятости. Однако в ряде случаев стрессовое состояние оказывается стойким, сохраняясь до и после увольнения, существенно тормозит такого рода активность.

По данным исследования, проведенного Американским университетом имени Джонса Гопкинса, повышение уровня безработицы в целом по США всего на один процент сопровождается ростом числа самоубийств на 4,1%, увеличением числа заключенных в тюрьмах на 5,7% и случаев убийств на 4%. В районах, которые пострадали от увольнений и закрытия предприятий, отмечается увеличение психических и иных заболеваний, т. к. с течением времени отрицательные эмоции человека как бы суммируются и организму все труднее защищаться от них. При длительной невозможности достичь желанной цели развивается глубокий эмоциональный стресс. Начинают страдать внутренние органы, появляются невротические реакции, бессонница, неадекватное поведение, депрессия. Для данной фазы характерны переходы от наивного оптимизма к тотальному пессимизму, неверию в свои силы. Постепенно снижаются интерес к окружающему и желание работать, человек уходит в себя.

Особенно неприятны в это время для безработного неудавшиеся попытки трудоустроиться, например, после полученной переподготовки, т. е. неприятны колебания, связанные с появлением надежды найти работу и потерей такой надежды.

При дальнейшем продолжении безработицы может наступить фаза еще более тяжелого состояния, когда появляется ощущение безысходности, беспомощности, примирения со сложившейся ситуацией—человек привыкает к состоянию бездеятельности, формируя у себя «характер безработного».

Среди противоречий, составляющих содержание второго этапа, нужно выделить противоречие между социально-экономическими (зарплата, удаленность места работы и т. п.) и психологическими (уже сложившиеся профессиональные интересы и способности) факторами выбора новой деятельности. Частным проявлением этого противоречия является нежелание устраиваться на работу, требующую более низкого уровня образования. Сегодня, когда среди безработных, зарегистрированных на биржах труда, большинство составляют лица с высшим образованием, а вакансии имеются главным образом на рабочие профессии, данное противоречие оказывается весьма актуальным.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что устранение и смягчение причин, порождающих безработицу, становится важным условием социальной и экономической стабильности общества и успеха проводимых реформ. Преодоление последствий безработицы возможно как путем социальной защиты людей, потерявших работу (выплачивая пособия по безработице, информируя о вакантных местах, общественных работах, предоставляя возможность переобучиться), так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (ее уровня и продолжительности).

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий

1. Какие экономические проблемы порождает безработица?

2. Какие социальные проблемы порождает безработица?

3. Зона риска рынка труда и слои населения, входящие в нее.

4. Назовите основные этапы реакции человека на ситуацию потери работы.