В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

Для большинства социально-культурных технологий в ДОУ характерно постоянное использование и таких универсальных по своему комплексному психолого-педагогическому воздействию методов, как организация равноправного духовного контакта, создание воспитывающих ситуаций и опора на импровизацию.

Методы равноправного духовного контакта основаны на совместной коллективной деятельности разных возрастов - детей и взрослых «на равных» во всем. Взрослые и дети являются равноправными участниками праздников, фестивалей, творческих марафонов, конкурсов и соревнований, членами всевозможных клубов и объединений по интересам, театральных, музыкальных, вокальных, хореографических и других коллективов, основанных на тесном сотворчестве.

Социально-культурная практика представляет собой благодатную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждый из методов воспитывающих ситуаций предполагает создание педагогом-организатором специальных условий, специальной среды, направленных на выполнение участниками определенных процедур, их самореализацию, установление взаимного доверия, достижение общего успеха.

Среди великого множества развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социально-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импровизации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей социально-культурного действия. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.

Методы импровизации порождают здоровый азарт не только в детской среде, но и в сугубо взрослой. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга -всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и потому вечен.

В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности воспитателя-вожатого высокую результативность демонстрируют методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, разновидности педагогического эксперимента (констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). Наиболее важным является анализ психолого-педагогических условий и механизмов профессиональной и непрофессиональной (любительской) деятельности.

Сама структура этой деятельности включает в себя следующие обязательные элементы:

- заданные цели, представления о конечном результате (культурном продукте или услугах);

- заданный предмет социально-культурной деятельности, то есть систему взаимосвязанных признаков или свойств какого-либо социально-культурного объекта, явления, процесса, которую необходимо изменить или преобразовать;

- вещественные или невещественные средства труда, с помощью которых человек взаимодействует, работает с предметом социально-культурной деятельности;

- систему должностных (для профессионала) или заданных (для любителя) производственных функций;

- систему прав;

- производственную среду, предметные и социальные условия, необходимые для производства культурного продукта или услуг.

В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на и&толь-зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.