Рекомендуемый распорядок дня

Приложение 7

Режим дня в загородных оздоровительных учреждениях

Место в общей логике — является завершающим этапом в логике развития лагерной смены, это последние 2-4 дня перед отъездом, характеризуется налаживанием коммуникативных связей, совместной коллективной деятельностью детей и взрослых.

Краткий девиз:«Теплота! Доверитель­ность! Светлая грусть!».

Задачи:

• Создать атмосферу дружеского прощания.

• Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.

• Подвести итоги смены.

• Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым (шуточные дипломы и грамоты, подарки, которые бы отразили ваше отношение к каждому ребенку, пусть даже самому отъявленному сорванцу и непоседе, подчеркнули бы его индивидуальность, его таланты и способности, чтобы каждый из ваших воспитанников знал, что Вы его любите за то, что он есть и будете помнить – это будет являться важным фактором, определяющим эффективность вашей работы).

Основное содержание:итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступле­ния отрядов, кружков, секций; прощание друг с дру­гом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.

Основные итоги.К концу итогового пери­ода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятель­ность отрядов вожатых, вручены награды и про­щальные сувениры.

Позиция вожатого.Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуника­тивная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.

ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ : Дорогие вожатые, собираясь в ла­герь, вдумчиво перечитайте литературу о психо­логических особенностях детского и подростко­вого возраста, изберите для себя в отношениях с будущим отрядом роль «старшего друга», не за­бывая при этом, что вожатый — это педагог, хотя и не намного старше своих «детей», дайте сами себе «железное» слово, что ни при каких обстоя­тельствах:

не унизите ребёнка;

не выставите его на посмешище;

не разгласите доверенную тайну;

не сорвётесь на крик, оскорбления, рукопри­кладство;

не нарушите данное ребёнку слово;

не станете жаловаться начальнику, родителям.

Но в то же время вожатый не должен заис­кивать и унижаться сам, попустительствовать в отряде грубости, пошлости, жестокости, дать сесть «себе на шею», бояться своих взрослеющих акселератов, а также любых разговоров с ними на «недетские темы» (Пример – как в 1 отряде вели себя скин-хэнды и нам пришлось перевести их в самый младший отряд).

Взгляните на себя: чем вожатый, как лич­ность, может быть интересен детям? Своими увле­чениями? Знаниями? Эрудицией? Юмором? Теп­лотой? Сердечностью? Умением слушать и вести разговор? Чем? Подумайте, как это использовать в предстоящей работе с ребятами.

 

2. Понятие «режим дня детского оздоровительного центра». Правила внутреннего распорядка ДОУ. Действия вожатого при организации основных режимных моментов.

В процессе жизнедеятельности лаге­ря воспитание и оздоровление выступают как две вза­имодействующие функции, иногда противоположные, но больше как единые. Здесь повышаются роль и значение внутреннего распорядка лагеря - режима дня.

Для того чтобы этот принцип был не только лозун­гом, а реально действовал, его суть должна находить от­ражение в обоснованном распорядке дня; в плане работы руководителя лагеря, социальных педагогов и медицин­ских работников; в соблюдении допустимых физических и эмоциональных нагрузок с учетом возраста; в постоян­ном поиске оптимальной дозировки всех компонентов, составляющих процесс воспитания и оздоровления; в укреплении союза врача и воспитателя.

Режим дня - основа осуществления единого учебно-воспитательного и оздоровительного процесса, медицински и педагогически распланированной дозировки всех компонентов, составляющих активную и полезную жизнь детей в лагере в течение дня, недели, смены. Он вносит в жизнь детей стройность, определенность, дис­циплинированность. Он - основа для определения бюд­жета времени активной деятельности, а, следовательно, база планирования работы. Он является важным воспи­тательным фактором, так как учит детей экономить время, прививает полезные навыки и привычки: аккуратность, дисциплинированность. То есть "педагогическое" пони­мание режима дня значительно шире, чем гигиеническое, и включает в себя последнее.

Режим дня является документом внутреннего распорядка любого ДОУ, так как именно режим дня выполняет основную функцию – организации отдыха и оздоровления детей и подростков, а также сочетает в себе все формы организации детского досуга.

Фактически режим дня – это основные правила внутреннего распорядка, которые должны соблюдаться не только воспитанниками, но и всеми членами трудового коллектива ДОУ. Данный документ относится к основным правилам поведения детей в ДОУ, к которым относятся также: правила поведения в столовой, правилам поведения в корпусе, противопожарной безопасности, правила проведения спортивных игр, соревнований, общелагерных и отрядных досуговых мероприятий, правила проведения морских купаний и поведения на море (водоемах), правила организации родительского дня, правила организации дежурств (на территории, в корпусах, столовой), правила поведения при организации пеших прогулок и походов, морских прогулок и экскурсий и т.д.

Принятый режим дня в ДОУ зависит от типа и вида учреждения, он должен быть дифференцированным в зависимости от возраста детей. В зависимости от климатических условий в режим дня могут быть внесены изменения. Так, например в июне и июле допускается более позднее укладывание детей и более поздний подъем.

Режим дня в ДОУ разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр; регулярное 3-5-ти разовое питание (перерыв между приемами пищи не должен превышать 3,5-4,0 часов) и послеобеденным отдыхом – сном для детей до 10 лет (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4.4.969-00 РФ от 4.10.2004г. «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» п. 1.3.)

Режим дня разрабатывается в соответствии с учетом состояния здоровья детей и корректируется в зависимости от сезона года. Он разный по времени для разных возрастных групп (7-9 лет - с 7.30 до 21.00; 10-14 лет - с 7.30 до 22.00), но в том и другом случае 1,5-2 часа должно отводиться на дневной отдых, включая сон.

Три "кита", на которых держится распорядок дня: максимальное использование природно-климатических факторов; рациональная организация всей жизнедея­тельности детей во время пребывания в лагере; полно­ценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических правил и здоровый, достаточно продолжительный сон.

К основным режимным моментам относятся: подъем, зарядка, утренние режимные моменты (УМР) завтрак, утреннее купание, отрядные дела, обед, тихий час, полдник, вечернее купание, свободное время, общелагерные досуговые или спортивные мероприятия, сонник, самообслуживание, отбой.

Режимные моменты должны быть четкими и организованными, чтобы не тратить на них лишнее время. С первых дней пребывания детей в лагере наиболее важной дисциплинарной нормой является соблюдение детьми режимных моментов.

1. Подъем в летнем лагере – важный и ответственный момент и достаточно трудная процедура, так как именно он закладывает настроение всего лагеря и каждого на весь день! Он может быть: музыкальным, с веселой речевкой, в игровой форме. Можно учредить специальный переходящий приз, уделить внимание трудно просыпающимся, можно придумать индивидуальный (для отряда или лагеря) сигнал (звук), заинтриговать предстоящим отрядным, общелагерным делом, экскурсией, сюрпризом и т.д.

2. Зарядка: если с первого дня вы сможете убедить ребят в необходимости утренних упражнений и будете напоминать о времени, то у вас все получится. Занимайтесь вместе с детьми, предложите им помочь вам в организации и проведении. Добивайтесь всего личным примером. Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе, а в дождливую погоду - в хорошо проветриваемом помещении.

3. Утренние режимные моменты - уборка комнат, корпусов, проверка органами детского самоуправления результатов уборки, санитарного состояния, внешнего вида воспитанников. Необходим не только контроль со стороны вожатых, но и помощь ребятам (особенно в младших отрядах).

4 Питание: необходимо организовать детей на прием пищи (завтра к, обед, полдник, ужин, сонник). Если в лагере не установлена смена для питания (не хватает посадочных мест в столовой) то посещайте столовую регулярно, старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно. Заранее в, первые дни смены уточнить кому из детей назначено диет питание, у кого имеются противопоказания (должна быть замена продуктов). Обращайте внимание на качество пищи, старайтесь увидеть как питается каждый воспитанник. Все дети должны быть накормлены. Не допускайте приема вредной и опасной пищи до столовой (чипсы и т.п.).

5. Тихий час: послеобеденный отдых необходим, он является сменой видов деятельности – это важный режимный момент. Время отдыха – 1.30 – 2 часа. Заведите правило с первых же дней смены- тихий час обязателен для всех!

6. Купание: утреннее проводится с 9.30 до 11.00, вечернее – с 16.00 до 17.30 часов при условии хорошей нештормовой погоды, только в организованных местах (пляжи, водные акватории), обязательно присутствие медработника, спасателей, инструкторов по плаванию, старшего воспитателя или зам. Директора по в.р. – лиц, ответственных за обеспечение безопасности на воде!!!

7. Свободное время для детей должно быть организовано обязательно!!! Каждый ребенок должен иметь свободное время для занятий любимым делом, отдыха, воспитатель должен позаботиться об этом.

8. Самообслуживание

Воспитатель должен служить примером в самообслуживании. Все дети должны выполнять все гигиенические процедуры, перед каждым приемом пищи необходимо мыть руки, перед тихим часом и отбоем следует принимать душ, мыть ноги. Все дети должны быть чистыми и опрятными.

9. Отбой: необходимо заранее готовить детей ко сну. Перед отбоем можно провести на отрядном месте тихие «вечерние огоньки», спеть лагерную вечернюю песню, сыграть на гитаре. спокойно обсудить день, пожелать друг другу спокойной ночи, приятных сновидений, рассказать (придумать) добрую сказку или историю с продолжением и т.п. Будьте спокойны, но требовательны в том, что все должны ложиться вовремя спать для того, чтобы следующий день встретить бодрыми и веселыми!

Из СанПин:

7.1. В целях оздоровления и обеспечения полноценного отдыха детей и подростков необходимо обеспечить рациональную организацию режима дня:

· оптимальное чередование всех видов деятельности с учетом возраста, пола, состояния здоровья и функциональных возможностей детей;

· максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы;

· проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий;

· достаточную продолжительность сна;

· полноценное питание.

7.2. Режим дня в оздоровительных учреждениях строится в зависимости от возраста детей. В распорядке дня необходимо выделять детям не менее 1,5 ч свободного времени, с распределением его на первую и вторую половины дня (прилож. 7).

7.3. Каждому ребенку рекомендуется заниматься не более чем в 2 кружках и одной спортивной секции. Занятия кружка проводятся не чаще 2 раз в неделю и продолжаются не более двух часов. Занятия физической культурой и спортом должны проводиться ежедневно.

7.4. В учреждении организуются с учетом воспитательной и оздоровительной направленности в соответствии с возрастом детей следующие виды деятельности. Для детей 6-10 лет допускается: уборка постелей, несложные работы по уходу за помещениями и территорией, сбор ягод и лекарственных трав под наблюдением воспитателя; для старших школьников - дежурство по столовой (сервировка столов, уборка грязной посуды), для детей старше 14 лет - уборка обеденного зала, благоустройство территории, уборка спальных комнат.

7.5. Не разрешается привлекать детей к работам, связанным с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей, пилка дров, стирка постельного белья); с опасностью для жизни (мытье окон, протирка светильников), опасным в эпидемиологическом отношении (уборка санузлов, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот, обработка чаши бассейна); запрещена уборка мест общего пользования: лестничных площадок, пролетов и коридоров, мытье полов с применением моющих и дезсредств.

7.6. При дежурстве в столовой дети не допускаются к приготовлению пищи, чистке вареных овощей, раздаче готовой пищи на кухне, резке хлеба, мытью посуды, разносу горячей пищи. Запрещен вход детей в производственные помещения пищеблока.

7.7. Дежурство детей по столовой и территории лагеря должно быть не чаще одного раза в 7-10 дней.

Элементы распорядка дня Для детей 6-9 лет Для детей 10-16 лет
Подъем и уборка постелей 8.00-8.10 8.00-8.10
Утренняя гимнастка 8.10-8.30 8.10-8.30
Водные процедуры 8.30-8.50 8.30-8.50
Утренняя линейка 8.50-9.00 8.50-9.00
Завтрак 9.00-9.30 9.00-9.30
Работа отрядов, звеньев, кружков, участие детей в общественно-полезном труде и др. 9.30-11.10 9.30-11.10
Оздоровительные гигиенические процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, купание), обучение плаванию 11.10-12.30 11.10-12.30
Свободное время 12.30-13.30 12.30-13.30
Обед 13.30-14.30 13.30-14.30
Послеобеденный дневной отдых 14.30-16.00 14.30-16.00
Полдник 16.00-16.30 16.00-16.30
Занятия в кружках, спортивных секциях, разновозрастных группах и объединениях, участие в общелагерных мероприятиях 16.30-18.30 16.30-18.30
Свободное время, тихие игры, индивидуальное чтение 18.30-19.00 18.30-19.00
Ужин 19.00-20.00 19.00-20.00
Вечера, костры и другие отрядные мероприятия. 20.00-20.30 20.00-21.30
Линейка   21.30-21.45
Вечерний туалет 20.30-21.00 21.45-22.00
Сон 21.00-8.00 22.00(22.30)-8.00