Некоторые из этих тренингов я предлагаю вам взять с собой в лагерь, в педагогическую копилку.

Эти игры-упражнения лучше проводить с детьми более старшего возраста — подростка­ми, так как в них учтены особенности общения именно подросткового возраста.

Работа в старших отрядах традиционно счи­тается самой тяжёлой. Трудности связаны с возра­стными особенностями старших подростков и старшеклассников, которые, как говорится, ещё не взрослые, но уже и не дети. Противоречия воз­раста проявляются, с одной стороны, в негативном отношении к предлагаемым взрослыми мероприя­тиями («детство», «скучно»), в стремлении уйти от запретов, ограничений режима лагеря, а с другой стороны — старшие ребята жадно ищут сферу применения своим возросшим способностям, хо­тят участвовать в действительно взрослой жизни, требуют самостоятельности, доверия, признания своей взрослости.

Основной период:

- понятие «основной период»;

- задачи вожатого в основном периоде;

- требования к организации жизни детей в отряде;

- виды и алгоритмы ключевых дел смены;

- отрядный «огонек»;

- организация спортивных мероприятий;

- творческие конкурсы;

- дни рождения и т.д.

Место в общей логике — между организацион­ным и заключительными периодами – ориентирован на реализацию потенциала воспитанников

Краткий девиз:«Творчество! Самостоя­тельность! Мажор! Дружба!».

Задачи:

• Обеспечить интересную разнообразную дея­тельность на основе совместных интересов и сов­местного творчества.

• Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления.

• Создавать и укреплять внутриотрядные традиции (дни рождений, знаменательные события в отряде, победы в конкурсах).

• Заботиться о сплочении временного детского коллектива.

Основное содержание:работать по плану дружины, отряда; организовать коллективную творческую деятельность в отряде, игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа круж­ков, клубов, секций, творческих мастерских.

Основные итоги.К концу основного пери­ода дети начинают жить по общелагерным и от­рядным традициям. Весь коллектив лагеря управ­ляем, любит собираться вместе, петь общие пес­ни, играть общаться.

Позиция вожатого.Вожатый руководит от­рядом через органы самоуправления. Его пози­ция — позиция старшего товарища, все дела гото­вятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направ­ляющей и координирующей роли вожатого.

Основная форма организации жизни в отряде это совместная коллективная творческая деятельность ребят и вожатых (воспитателей). О методике ее организации мы с Вами говорили на предыдущих лекциях.

Заключительный период:

-понятие «заключительный период»;

- задачи деятельности вожатого в заключительный период;

- деятельность вожатого в предпоследний и последний дни смены;

- организация отъезда детей.